Непраздничные размышления по поводу праздника: две грустных истории о гражданском флоте Приморья

Непраздничные размышления по поводу одного праздника. Почему день моряка-мореплавателя, который является международным и отмечается 25 июня, в морском городе Владивостоке проходит абсолютно незамеченным, в отличие от Дня ВМФ или Дня рыбака?

Две грустных истории о гражданском флоте Владивостока и Приморья.

День моряка-мореплавателя, конечно, еще не имеет тех традиций, что сложились во Владивостоке вокруг военно-морского и рыбацкого праздников. Учрежденному странами Международной морской организации, ему меньше 10-ка лет, но для города, в котором все еще принят штамп «город моряков», почему бы не воспользоваться поводом, чтобы напомнить о важной профессии? Ответ – на поверхности: любой морской праздник – это люди и суда. Причем, в профессиональной морской среде отношение к кораблям и судам не как к плавающему железу, а как к живым существам. А если нет флота, то нет и праздника.

В Адмиральском сквере разговариваем об этом с легендарным капитаном пассажирского флота Дальневосточного морского пароходства Владимиром Климом.

Владимир Клим, капитан теплоходов «Туркмения» и «Русь» (1980-1990-е):

– Ну, конечно, сердце болит. И Дальневосточное пароходство, как шагреневая кожа, сократилось, значительно в размерах. А некогда в составе пароходства было более 30 единиц пассажирского флота, включая те старые лайнеры. Другое дело, что вы правильно ставите вопрос, что наш Приморский край, Сахалинская область, здесь жизненно важно иметь морской пассажирский транспорт, который бы обеспечивал гарантированно и жителей Приморского края (раньше существовала Приморская линия), курильские, камчатская, экспрессная линия. Жаль, что сегодня не строится пассажирский флот для Дальнего Востока. Это очень актуальная тема. И, возможно, я думаю, что эта тема должна найти свое разрешение, потому что жизнь требует наличия пассажирского флота на Дальнем Востоке.

 

Ко второй грустной истории к Дню моряка-мореплавателя нас возвращают не только воспоминания старого седого капитана, но и мысли совершенно нового поколения. На недавно прошедшем Медиасаммите в день открытия студенты Высшей школы телевидения из ВГУЭС представили работу-размышление о том, как уходит из психологии морского города отношение к кораблям и судам, как к людям, со своими именами, судьбами и биографиями. История массового грабежа, что устроили владивостокцы на борту сухогруза «Еруслан» зимой этого года, рассказана студентами настолько необычно, что мы решили напомнить ее еще раз на неделе, когда во Владивостоке прошел незамеченным этот праздник День моряка.

В программе «Морское собрание» мы показали почти полностью работу студентов Высшей школы телевидения из ВГУЭС, которые с позиций нового поколения взглянули на сложную психологическую проблему, которую можно сформулировать так: город может стоять на берегу моря, но при этом не быть морским, если у его причалов и на его рейдах не стоят корабли и суда.

Но всем зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем: семь футов под килем.