Морская. Подводные поиски потерянных биографий

Все поиски всегда начинаются в тумане. И не столько том тумане, что лежит ватными клочьями между островами залива Петра Великого, зацепившись за сопки и скалы и укутав проливы и бухты. Поиски подводных катастроф начинаются в тумане забвения, незаписанных свидетельств, неточной документации, архивной пыли, а часто и в тумане чьих-то подспудных намерений скрыть действия, которые привели к трагедиям и смертям.

Человеку свойственно стремиться к ясности, особенно когда речь идет о его роде, семье, а, в конечном счете, стране и нации.

Этот выпуск программы «Морская» — о подводных поисках потерянных биографий.

КРЫЛЬЯ НА ДНЕ

Эта небольшая экспедиция Приморского отделения Российского военно-исторического общества отправляется к острову Аскольд, чтобы попытаться найти гидросамолет «Каталина», который, по некоторым данным, потерпел крушение, возвращаясь в 1947 году из Японии. На борту самолета были два Героя Советского Союза, участники боев на Хасане в 1938 году, они выступали свидетелями на Токийском международном трибунале, который судил японских военных преступников. «Каталина» попала в ненастье, самолет шел на посадку в сторону военного аэродрома в Суходоле. А затем он исчез, что произошло на борту – неизвестно, и до сих пор исчезнувшие вместе с ним люди считаются пропавшими без вести.

Эдуард Смирнов, руководитель Приморского отделения Российского Военно-исторического общества:

– Собственно говоря, нам подсказали, что на Аскольде видели нечто, похожее на фрагменты самолета, поэтому мы сейчас здесь, пытаемся найти этот самолет, пытаемся в первую очередь увековечить тех людей, которые были на этом самолете.

Технологии поисков под водой в 21-м веке, несмотря на все гаджеты, локаторы и сканеры, в основе своей начинаются по старинке – с вопросов: а кто что видел?

– Первое, с чего начинается любой поиск – это, конечно же, архивные материалы. (Где-то кто-то что-то видел – сопоставляем с теми архивными материалами, которые у нас есть. Большую помощь нам оказывает Академия наук, институт ТОИ, мы имеем свое оборудование, мы имеем гидролокаторы бокового обзора, мы имеем подводные камеры, которые можно спускать на глубину, и с монитора смотреть, что там.

– Вот как раз сейчас гидролокатор бокового обзора прописал нечто на глубине 19 метров, попытаемся нырнуть, посмотрим, что там будет.

Эта часть экспедиции завершилась неудачей: то, что прописал локатор, оказалось бетонными якорями. Но поисковики всегда уверены, бесследно не исчезает ничего, нужно только лучше искать.

Эдуард Смирнов, руководитель Приморского отделения Российского Военно-исторического общества:

– Основная наша задача, в предположительном результате поисковой деятельности – это увековечивание. Очень серьезная работа с документами. Это оформление документов по линии министерства обороны по увековечиванию памяти, по реестру воинских захоронений. Тем более, в прошлом году у нас получилось сделать первое воинское захоронение в акватории, и те объекты, которые уже найдены под водой, сейчас эту процедуру будут проходить, и мы будем отправлять в министерство обороны в Москву, чтобы был реестр этих захоронений.

И уже в этом году находки под водой были. В бухте Рында нашли останки первого реактивного ракетоносца Ту-16.

– Это самолет Ту-16 на острове Русский. 30 января 1958 года, выполняя определенные поставленные задачи, пропал с поля зрения и разбился. И с 1958 года до настоящего времени, буквально мы его нашли 2 недели назад. Сейчас идет процедура подготовки документов по линии министерства обороны и, соответственно, после этого будут документы по линии военкоматов – поиск родственников.

Смысл поиска – не только в обнаружении номеров на двигателях, артефактов, внесении в реестры и появлении экспонатов в музейных экспозициях. Есть и другие движущие причины в такой работе, они кажутся совсем нематериальными, но для этих людей более чем существенными.

Александр Бояров, участник экспедиции:

– Ты нашел человека, человек обрел свое место. Он – не без вести пропавший. Есть место, куда его родные могут придти и поклониться. Есть его история с концом, пусть таким концом – он погиб, но это героический конец. И всё должно обретать какую-то ясность. И поиски останков самолета, поиски останков людей, которые были в этом самолете – это цель какой-то ясности, это цель к положительному результату.

— Мы сейчас живем в обществе, где принято хоронить людей не вот так, в воде, на месте гибели, а принято по православным и общехристианским обычаям предать земле, отпеть его, поставить ему крест, памятник.  Люди, которых уже нет, и которых можно найти и предать земле, я думаю, они были бы благодарны, что они находятся на погосте, а не в морской воде.

МИНОНОСЕЦ У СКРЫПЛЕВА

 

Уже несколько лет подряд ранним утром 4 июля старшины Владивостокского Морского собрания приходят на выверенную точку у острова Скрыплева. В этот день больше сотни лет тому назад в 8 часов 18 минут по судовому хронометру во время русско-японской войны погиб боевой корабль. Он до сих пор покоится на дне.

Военно-морской ритуал памяти погибшим кораблям и морякам стал традицией Владивостока, которая совпадает с днем основания города.

А больше 100 лет назад во Владивостоке было не до праздников и гуляний. Разведка сообщала, что у острова Русский замечены японские военные корабли.

Группа миноносцев вышла в разведывательный рейд и на повороте на остров Аскольд в 1050 кабельтовых от острова Скрыплева, на повороте номерной миноносец 208 нарвался на японскую мину, затонул практически мгновенно, вместе с кораблем погиб помощник командора Иван Ларионов.

Погибший корабль лежит на глубине 32 метра. Его пытались поднять в том же 1904-м году, но из-за сложности течений в заливе Босфор Восточный водолазы смогли лишь снять пушку. А потом точка гибели 208-го и вовсе исчезла из морских лоций. В 30-е годы водолазы советского ЭПРОНа искали миноносец, но безуспешно.

Лишь в 2011-м году корабль времен русско-японской всплыл из небытия. Секция подводных исследований Русского географического общества узаконила находку и установила на останках охранную доску.

Протоиерей Виктор Жильцов, руководитель отдела Владивостокской епархии по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ:

– Самое страшное в жизни человека и государства – это беспамятство. Более страшного наказания для человека и быть не может. Поэтому понимаем всю степень ответственности за эту память, память народную к тем людям, которые осваивали технику, защищали рубежи нашей родины – морские ли, сухопутные – они отдали за наше сегодняшнее благополучие, за нашу жизнь – свою жизнь.

 

Теперь приказом командующего Тихоокеанским флота и корабельным уставом эти координаты внесены в реестр мест, где экипажи ВМФ России в море отдают воинские почести. В этом ритуале – строгий порядок: за один кабельтов до места подвига иг­рают сигнал «захождение» и приспускают военно-морские флаги. Цветы и венки опускают в знак годовщины.

Но если называть вещи своими именами, та русско-японская война остается одной из самых неизвестных в российской истории. Хотя, казалось бы, уже были телеграф и радио, печатались газеты и журналы, фотоаппараты еще были даггеротипами, но они уже были. А истории людей не запечатлелись.

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

– Подвигов очень много. А никто о них не знает. «Ушаков» там стоит. А кто знает, что командир его Миклухо-Маклай, брат того Миклухо-Маклая. И он так и не ушел с корабля, тоже приказал его затопить, и вместе с кораблем пошел на дно. Кто об этом знает? Да никто не знает.

В музее русско-японской войны в Санкт-Петербурге видим модель миноносца «Стерегущий», родственный корабль номерному 208-му, что лежит в черте Владивостока. Конечно, в отличие от нашего, что просто в тумане не разглядел мину, экипаж «Стерегущего», прежде чем утонуть, задал изрядную трепку японским кораблям. К нему кинулись на подкрепление 2 крейсера из Порт-Артура под командованием самого адмирала Макарова, но не успели.

Сергей Шершнев, руководитель Музея русско-японской войны (Санкт-Петербург):

— Вот их было два. А вот стоит «Усугумо», вот таких было 4. Вот тут даже посмотреть, чисто зрительно сравнить. Учитывая 2 и 4, и крупнее, и лучше вооружены – всё понятно становится.

Сравнивать и видеть воочию – что может быть более точным для понимания любым человеком и окружающего его мира, и той истории, что была до него.

МИШЕНИ ДЛЯ КИНО И АНИМЕ

А эти два корабля никто не искал. Все всегда знали, где они и как оказались на дне. Два списанных из боевого состава Тихоокеанского флота судна – транспорт «Индигирка» и плавучая казарма «Декабрист» — свою последнюю миссию исполняли как мишени для морской авиации на полигоне острова Карамзина. Их поставили на последний прикол, и летчики штурмовиков забрасывали их болванками бомб. Но потом полигон был закрыт, и сейчас это место любимо дайверами, которым нравятся так называемые рэки – затонувшие корабли.

А еще к затопленным кораблям Карамзина стали подбираться киношники. В документальном фильме «Тайна трех океанов» о межокеанском переходе легендарной подводной лодки Владивостока С-56 в годы войны заглавные титры сняты как раз на фоне гребного винта «Индигирки».

А у плавказармы «Декабрист» оказалась вообще фантастическая история, поскольку в прошлой жизни этот корабль был японским эсминцем «Хибики», но по репарациям был передан Советскому Союзу, правда, боевым кораблем он так и не стал. Но в современное кино тоже попал. Сейчас японские подростки сходят с ума от фантастического сериала «Флотская коллекция», в котором с пришельцами из-под воды сражаются бравые корабледевочки. Их имена – это названия боевых кораблей японского флота времен Второй мировой: авианосец  Акаги, линкор Ямато. Одна из персонажей – эсминец Хибики. Японцы, оказывается, не так уж и космополитичны, когда речь заходит о патриотических нотках в контенте для будущих поколений.

А прошлых жизней у кораблей и самолетов не бывает. И на дне залива Петра Великого таится еще много загадок, которые стоит найти и рассказать о них.     

Категории: