Василий Усольцев: ТОРы станут площадками для развития Приморья

Третий Восточный экономический форум стартовал в среду, 6 сентября, во Владивостоке. Как край подготовился к этому событию, как реализуются инвестиционные проекты в Приморье, о потенциале территорий опережающего развития и о том, как ремонтируются краевые дороги, в эксклюзивном интервью ИА Deita.ru рассказал первый вице-губернатор Василий Усольцев.

 Василий Иванович, прошлую нашу с Вами встречу мы начали с того, что подвели итоги Восточного экономического форума-2016. ВЭФ-2017 пройдет во Владивостоке 6-7 сентября. Как край подготовился к этому событию, с чем мы идем на ВЭФ, что готовы предложить?

– Самая главная задача ВЭФ – показать инвестиционную привлекательность Дальнего Востока. Естественно, что в нашем случае речь идет о Приморском крае. К выполнению данной задачи мы подготовились самым серьезным образом – в ходе форума планируем подписать более 40 соглашений о сотрудничестве и реализации инвестиционных проектов на территории края. Главным подписантом от Приморья, конечно, выступает губернатор Владимир Владимирович Миклушевский, часть соглашений подпишу я.

О том, как сегодня в Приморье уже реализуются различные инвестиционные проекты, участники гости ВЭФ смогут узнать в презентационной зоне в кампусе Дальневосточного федерального университета. Здесь Приморский край представляет более 30 так называемых историй успеха в области транспорта и логистики, туризма, сельского хозяйства и других. Это пятая часть всех проектов, которыми «похвастаются» на ВЭФ регионы Дальнего Востока.

Еще одна важная презентация, которая состоится на полях форума, – о будущем развитии Владивостока. Напомню, что в прошлом году главы России и Японии – Владимир Путин и Синдзо Абэ – договорились реализовать целый план мероприятий двустороннего сотрудничества. В их числе – превращение Владивостока в более комфортный и современный город. На сегодняшний день совместно с японской архитектурно-инжиниринговой компанией «Никкен Секкей ЛТД», Фондом единого института развития в жилищной сфере разработан мастер-план Владивостокского городского округа. Соответствующий видеоролик представят участникам ВЭФ.

 Приморский край вошел в число 38 субъектов РФ, выигравших грант на реализацию проекта Президента «Безопасные и качественные дороги». Какие дороги будут отремонтированы и в какие сроки?

– Данный проект предполагает модернизацию дорожной сети четырех муниципальных образований Владивостокской агломерации – Владивостока, Артема, Шкотовского и Надеждинского районов.

Всего в программу ремонта дорог агломерации в этом году вошли 137 объектов на общую сумму почти 1,5 миллиарда рублей: 625 миллионов – федерального, 720 миллионов – краевого, 97 миллионов рублей – местных бюджетов. Так, за счет указанных средств будут отремонтированы следующие участки автомобильных дорог: Владивосток-Находка, Шкотово-Партизанск, Шкотово-Ивановка-Ретиховка.

Во Владивостоке будут отремонтированы семь улиц, почти по 20 участков дорог – в Артеме, Надеждинском и Шкотовском районах. Все работы по программе «Безопасные и качественные дороги» должны быть завершены до конца октября, если быть точнее – до конца сентября, и еще месяц остается на устранение подрядчиками всех замечаний.

В рамках реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» предусмотрено увеличение протяженности автодорог, находящихся в нормативном состоянии с 35,71% в 2016 году до 42,3% в 2017 году, до 50,5% – в 2018 году, а также снижению мест концентрации ДТП в два раза к 2018 году.

В минувшее воскресенье ход работ по проекту проверил руководитель федерального дорожного агентства Роман Владимирович Старовойт. Несколько объектов он посмотрел во Владивостоке. Глава Росавтодора положительно оценил ход ремонта, а также подчеркнул, что в ходе приемки особенное внимание будет обращено на качество выполненных работ. В случае обнаружения дефектов они будут устранены за счет подрядчика по гарантийным обязательствам. Более того, было заявлено, что проект «Безопасные и качественные дороги» будет продолжен во Владивостокской агломерации и в следующем году. Объем финансирования будет примерно такой же, как и в этом. Начнем готовить адресный перечень улиц, которые войдут в программу ремонта и согласуем его с общественностью.

 В дополнение к предыдущему вопросу. В нашу редакцию действительно поступает много жалоб от граждан на плохие дорогие в муниципалитетах: это и Владивосток, и Андреевка, и Лесозаводск… Это не краевые дороги, то есть обязанность за приведение их в порядок лежит на муниципальном образовании, но может ли край положительно повлиять на решение подобных проблем?

– Каждое муниципальное образование в соответствии с Конституцией РФ –самостоятельно, вмешиваться в его деятельность никто не имеет права. И дорожная деятельность внутри муниципалитета – также полномочия органов местного самоуправления. Тем не менее, Администрация Приморского края в рамках законодательства и своих полномочий ежегодно оказывает финансовую поддержку муниципальным образованиям в виде субсидий – для этого от них требуется соответствующая заявка. За счет средств из краевого бюджета районы проводят ремонт автомобильных дорог местного значения, в том числе улично-дорожной сети и придомовых территорий.

 В конце июля Президент поставил задачу о необходимости развития авиации, гражданского авиастроения. Владимир Путин подчеркнул, что российские авиационные предприятия имеют «очень большой» потенциал, которые необходимо «реализовать в полной мере». А что в этом отношении может предложить Приморье?

Развитие авиации в Приморском крае неразрывно связно с деятельностью Арсеньевской авиационной компании «Прогресс» – одного из крупнейших предприятий аэрокосмической промышленности России, входящих в холдинг АО «Вертолеты России». Сегодня «Прогресс» выпускает одну из самых совершенных боевых машин в своем классе – разведывательно-ударные вертолеты Ка-52 «Аллигатор», которые поставляются ВВС России и могут предлагаться на экспорт. Кроме того в настоящее время заводом разработаны и производятся в том числе корабельные варианты боевых вертолетов – Ка-52К.

Помимо производства военных вертолетов ААК «Прогресс» налаживает серийный выпуск нового гражданского многоцелевого вертолета Ка-62, которые проектируются конструкторским бюро «Камов» в рамках международной кооперации с крупными европейскими компаниями. В настоящее время проект проходит летные испытания.

Сегодня на заводе ведется модернизация производства. Внедрение инновационных технологий проходит в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период 2011-2020 годы». На первом этапе реализации программы проводится техническое перевооружение литейного производства, на втором этапе – реконструкция и перевооружение композитного и механического производств, внедрение цифровых и информационных технологий, а также повышение энергоэффективности предприятия. ААК «Прогресс» участвует в производственной кооперации с другими предприятиями холдинга «Вертолеты России» и получает заказы на выполнение литейных работ для других производств.

 Василий Иванович, в прошлую нашу встречу в ноябре 2016 года мы также много говорили о территориях опережающего развития. Что изменилось за это время?

– Если в 2016 году мы говорили о планах по строительству инфраструктуры ТОР, то сегодня мы уже можем говорить о ходе полномасштабного строительства объектов и близкому его завершению. Так, по объекту дорожной инфраструктуры ТОР «Надеждинская» выполнение строительно-монтажных работ составляет более 40 % от стоимости государственного контракта, по объектам коммунальной инфраструктуры этот показатель – более 50 %. По всем объектам ежедневно ведутся строительные работы, все взятые на себя обязательства мы планируем исполнить в установленные сроки.

В ТОРе «Михайловский» ведется строительство автомобильной дороги Михайловка–Турий Рог–Некруглово. Уже завершено устройство насыпи земляного полотна, выполняются работы по устройству верхних слоев дорожной одежды. Строим автодорогу Хабаровск–Владивосток–Меркушевка, дороги вдоль границ земельных участков компании «РусАгро-Приморье». Почти 30 километров дорог ремонтируется в направлении Михайловка–Турий Рог.

В ТОР «Большой Камень» современный судостроительный комплекс будет выпускать суда водоизмещением до 350 тысяч тонн, элементы морских платформ, суда ледового класса, специальные суда и другие виды морской техники. Сумма заявленных инвестиций – более 170 миллиардов рублей. Завершить все этапы строительства планируется в 2024 году.

 Как развитие ТОР связано с развитием социально-экономической жизни всей территории, например, города или района, в котором ТОР создана? Что изменится для жителей города и в какие сроки?

– Один из показательных примеров, как создание ТОР влияет на развитие социально-экономической жизни территории, – реализация проектов ТОР «Большой Камень», в рамках которой ведется строительство крупнейшей в России и мире судоверфи «Звезда». Планируется, что современный комплекс обеспечит более 7,5 тысяч рабочих мест для жителей региона. Помимо строительства производственных мощностей в Большом Камне предполагается создание дорожной инфраструктуры в городе, жилых микрорайонов. Например, Администрация Приморского края взяла на себя обязательства по строительству домов на 750 квартир для рабочих судоверфи. Всего же в городе появится несколько десятков многоквартирных домов – работы уже активно ведутся. Кроме того, в 2018 году в Большом Камне появится гостиница на 120 номеров, возведением которой также будет заниматься резидент ТОР. Строительство социальной инфраструктуры запланировано по поручению Губернатора Приморского края – это детская поликлиника, рассчитанная на 400 посещений в смену, школа на 600 учеников, детский сад.

 Василий Иванович, известно, что для резидентов ТОР устанавливаются пониженные тарифы на социальные взносы в Пенсионный фонд, в ФСС, ФОМС. Можете рассказать подробнее?

– федеральный закон о территориях опережающего развития предусматривает ряд налоговых преференций для организаций, получивших статус резидента ТОР. Это налог на имущество – 0 % в первые 5 лет; 0,5 % – в последующие 5 лет; налог на прибыль – 0 % в первые 5 лет; 10 % – в последующие 5 лет. С 30% до 7,6% снижен тариф страховых взносов для работодателей – резидентов ТОР: пенсионный фонд РФ – 6%, фонд социального страхования – 1,5%, федеральный фонд ОМС – 0,1%. Кроме того, применяется упрощенный порядок возмещения НДС. Налоговым кодексом РФ для резидентов ТОР предусмотрено «обнуление» в течение 5 первых лет после включения в реестр резидентов ТОР ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет. Первые 5 лет после включения в реестр резидентов ТОР ставка налога на прибыль организации, зачисляемого во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, составит 2%, в последующие 5 лет – 12%.

 Большое спасибо и успехов Вам на предстоящем форуме!

ВСЕ НОВОСТИ О ВЭФ-2017