Тема недели. Горят заповедники

Каждую осень Приморские леса горят. Причина — халатное обращение с огнём. Любимый осенний отдых жителей — выезды на шашлыки. Но такое, казалось бы, хорошее занятие оборачивается трагедиями. Оставленный костер и десятки гектаров полыхают. В этом году ситуацию усугубили сборщики орехов. Количество пожаров выросло почти вдвое. Горят даже заповедники. Именно это и стало главной темой недели. Как бороться с халатностью? Надо ли ужесточать законы? Об этом далее.

Лазовский район, объявлена чрезвычайная ситуация. На территории бушуют два пожара, горит больше 1000 гектаров. В том числе и заповедник. Первые очаги обнаружили 26 октября. Ситуацию усугубили погода — в регионе тепло. Сильный ветер разносил огненные частицы на несколько сотен метров. Десять дней сотрудники заповедника боролись с огнём. Днём и ночью бригады выезжали на места пожаров. На помощь прилетелаа лесоохрана. 45 человек и новейшее оборудование. Пожар удалось потушить.

В Лазовском заповеднике обитают тигры, олени, медведи. Растут редкие растения. Сейчас сотрудники заповедника оценивают ущерб, нанесённый природе.

Владимир Арамилев, директор Лазовского заповедника:

— Это территория дубников. В местах произрастания кедров пожар был низовой, поэтому горела только листва. Поэтому никакие животные не пострадали. Что касается растений, то в этих местах редких растений не зафиксировано.

Тушили ещё один заповедник – Сихотэ-Алиньский. 300 гектаров на границе с Хабаровским краем оказались во власти огня. Сложный рельеф и лесные завалы мешали специалистам. В прошлом году заповедник пострадал от тайфуна «Лайонрок», остались завалы из веток и бревен. К огню подбирались на бульдозерах. Прокладывали минеральные полосы. Причина пожара в Лазовском и в Сихотэ-Алиньском заповедниках одна – неаккуратное обращение с огнём.

Дмитрий Горшков, директор Сихотэ-Алинского заповедника:

— Предположительной причиной возгорания является неосторожное обращение с огнём. В этом году урожай кедровой шишки. Возможно, некоторые сборщики орехов попадали на территорию заповедников и окурок или костер могли стать причиной возгорания.

Лесные пожары в крае на контроле у комиссии по чрезвычайным ситуациям. Тушить помогают спасатели из разных регионов страны. Огонь атакуют с воздуха. Самолеты забирают воду в озерах и в море, тушат лес. На земле работают бригады. Они убирают валежник.

Андрей Ерицов, заместитель начальника ФБУ «Авиалесоохрана»:

— Задействовано более 300т человек на пожарах, более 40 единиц техники. Наиболее сложная обстановка на территории Кавалеровского, Тернейского района, Ольгинского и Лазовского района, где введены режимы чрезвычайных ситуаций.

Огонь в Приморье добрался и до людей. Поезд ГУФСИН загорелся от лесных пожаров. Это произошло еще 28 октября, однако общественности рассказали о случае только сегодня, после внутренней проверки. Состав проходил по ветке Хабаровск-Владивосток. В то время под Дальнереченском горели леса. Огонь перекинулся на спецвагон, в котором ехали заключенные. Караульные отреагировали оперативно — пожар начали тушить прямо на ходу поезда. Работники ГУФСИН сдирали обшивку и тушили пламя огнетушителями. Вещи и документы вынесли, заключенных эвакуировали. Охрану усилили. В результате грамотных действий работников ГУФСИН никто не пострадал и не сбежал. Руководство службы ходатайствовало о присвоении начальнику караула Олегу Злобину звания майора.

Главная опасность для леса — люди. Сборщики кедрового ореха не тушат за собой костры. И в этом году количество пожаров увеличилось. С начала октября в Приморье оштрафовали более 100 человек за разведение костров в лесах и палы травы. Но и штрафы не останавливают людей. Законотворцы пять лет назад уже предлагали запретить походы в лес в пожароопасный сезон. Но противников тогда оказалось больше, чем сторонников. Сейчас люди поделились на два равных лагеря.

Нашим людям запрещать бесполезно. Существуют законы, но не исполняются. Надо, потому что в недоступных местах находятся пожары. Туда и техника не доберется. Надежда на осадки.

— Очень аккуратно надо обращаться с природой. Каждый должен беречь нашу природу.

— Запрещать вряд ли стоит, но бороться надо. Но были бы люди более ответственны, было бы намного проще.

С другой инициативой выступил временно исполняющий обязанности губернатора края Андрей Тарасенко. Он предложил ввести фиксированный период сбора дикоросов в тайге, а также определить лимит заготовки на одного человека. Приморские депутаты поддерживают такие меры.

Алексей Козицкий, депутат Законодательного собрания Приморского края:

— Не секрет, что к нам за шишкой приезжают со всех регионов Дальнего Востока. Из Амурской области едут собирать орех. Мимо Арсеньева едешь, там на каждом доме висит надпись: «Куплю шишку, куплю орех». Одно дело, когда этим занимаются местные жители, которые знают, как себя вести в лесу осенью. Другое дело, когда это случайные люди, от которых большее количество бед, как мне кажется, и происходит.

Сейчас действует другой закон. На время пажароопасного периода всем жителям запрещено заходить в лес, разжигать костры. Иначе ждет штраф. Правда, штраф не очень большой. С начала года к ответственности привлекли 830 человек. Лесоохрана считает, если привлечь всех, кто навредил лесу, счет шел бы на тысячи.

Крупные пожары в Приморье потушили. Остались небольшие, локальные участники. Но опасность не миновала. Специалисты готовы в любой момент выехать на место возгорания.

Нелли Булатова, корреспондент:

— В крае введен противопожарный режим. Всем жителям запрещено заходить в лес, разжигать костры. Борьба с пожарами продолжается в Лазовском и Сихотэ-Алиньском заповеднике. Оценить последствия для флоры и фауны пока невозможно. Но специалисты говорят, что страдают все: и растения, и животные. Помощником могут стать осадки. Во Владивостоке уже идет дождь, в крае тоже начинается дождь, а где-то снег. И все надеются, что в ближайшие сутки ситуация изменится в лучшую сторону.

«Панорама»

Категории: