«Право имею». Черные риелторы

Черные риелторы нашли новый способ наживы — теперь разоряют жителей коммуналок. Казалось бы, что с них взять? А грабят на сотни тысяч и проворачивают сделки так, что не придерешься. Коммунальные разборки в рубрике «Право имею».

Законодателям подкинули проблем — то сводки новостей начинаются с происшествий из коммуналок, то «управляйки» за ремонт таких домов браться не хотят. Поэтому власти Москвы от проблем устали и решили расселить коммунальные квартиры по программе реновации.

Но в Приморском крае коммунальное такое жилье пока остается. От статуса владельца коммунальной квартиры и сами люди рады избавиться. Но с точки зрения закона, это не так просто. Этим и пользуются не совсем чистые на руку риелторы.

Продать комнату в коммунальной квартире можно и нужно соседу. По закону собственники остальных комнат в коммуналке имеют преимущественное право покупки — п. 6 ст. 42 ЖК РФ; п. 1 ст. 250 ГК РФ. Поэтому прежде, чем заключать договор с покупателем, продавец должен известить соседей о своем желании продать комнату, указав при этом всю необходимую информацию о продаваемом имуществе и его цену. И если никто из соседей покупать не захочет, тогда можно и продавать чужим. Но из-за того, что отношения между жителями коммуналок, как правило, натянутые, владельцы комнат стараются сразу продать кому-то со стороны. Такая история произошла в столице.

Семья жила в двух комнатах трехкомнатной коммунальной квартиры в центре Москвы. Третью комнату занимал профессор Чернов. Но по факту в ней не жил. Семья копила деньги, чтобы однажды эту комнату выкупить. Подсчитали, что ее рыночная цена — 4 миллиона рублей. Летом семья уехала в отпуск на юг, а профессор Барсуков свою комнату продал. Уведомление о продаже отправил семье по почте, которое они, конечно, не могли прочесть, так как были в отъезде. И по приезду семью встретил уже новый сосед, который предложил комнату перекупить, но уже не за 4 миллиона, а за все 5. Схема была такая: профессор Чернов на самом деле продал квартиру за 4 миллиона. Но риелтор убедил его прописать в сделке сумму 4,5 миллиона на случай, если сделку попробуют оспорить в суде. Раз соседи — первые претенденты на покупку, то даже в случае, если они выиграют суд, квартиру придется купить за цену, указанную в договоре — 4,5 миллиона рублей. А деваться людям некуда — квартиру обжили, планы строили. Получается, профессор Барсуков с риелторами заработают 500 тысяч просто так. А если совсем без суда. то придется семье выкупать комнату за 5 миллионов у нового владельца. И так, и так, семья теряет деньги.

Дадут ли семье возможность выкупить комнату по рыночной цене, разберется суд. А остальным жителям коммуналок нужно быть бдительнее. То есть чаще проверять почту, чтобы не упустить уведомления о продаже и самому обязательно поставить в известность соседей, если комната выставлена на продажу. И стараться поддерживать приятельские отношения с жильцами. Договориться на кухне проще, чем в суде.

Если знаете свои права, закон на вашей стороне.

«Панорама»

 

 

 

Категории: