26 событий, участники из шести стран, ведущие солисты балета и оперы Мариинского театра, выдающиеся дирижёры и именитые инструменталисты. Семь дальневосточных премьер. Больше 20 тысяч зрителей со всего региона. Дальнему Востоку фестиваль «Мариинский» уже в третий раз предъявил высокий стандарт.
Он пришел во Владивосток на две недели. III Международный фестиваль «Дальневосточный Мариинский». О своем присутствии заявил не только баннерами по городу. В фойе зрителя в фестивальные дни встречали всемирно известные артисты — Лариса Гергиева, Кимин Ким, Йол Юм Сон, Юстус Франс. Это звездные участники «Дальневосточного Мариинского». Их образы застыли на огромных воздушных полотнах. Для публики фестиваль уж не просто культурное событие, а настоящий праздник, к нему готовятся заранее.
Открывали фестиваль балетной классикой. «Дон Кихот» Минкуса особняком стоит не только в репертуаре Мариинки. Во всем балетном мире. В спектакле много того, что называется высокий балет, много яркой музыки и солнца.
Следующую балетную встречу фестиваль посвятил современной хореографии.
— Я на современной хореографии еще не была, ходила только на классический балет.
— Не могу назвать себя знатоком, но хорошая музыка и танец — это то, что поражает независимо от постановщиков и режиссеров.
Перед представлением многие внимательно изучаю программу. Открывают для себя новые имена. Композитор Макс Рихтер обратился к знаменитому циклу Вивальди и создал новое произведение. Хореограф Илья Живой, опираясь на традиции, сказал новое слово в балете.
Илья Живой, хореограф-постановщик:
— Балет про любовь, про чувства, про мужчин и женщин, чувства, которые преданы в музыке. И название не должно, по идее, отсылать к смене времен года, смене холода и не холода. По оформлению наша команда пыталась передать разные состояния. Это спектакль о людях.
Ольга Сомкина, корреспондент:
— Чтобы провести пять спектаклей, привезли пять контейнеров общим весом 105 тонн.
Самой ожидаемой и знаковой в фестивальной программе стала встреча с Гергиевым и Вагнером. Мест нет даже на балконах. Познакомив приморцев с «Золотом Рейна» и «Летучим голландцем», на этот фестиваль во Владивосток маэстро привез «Тристана и Изольду» — одну из самых грандиозных постановок Мариинского театра. Для публики большого региона эта встреча — настоящий эксклюзив.
Оперы Вагнера слишком сложны для постановки, большие трудности представляют они и для певцов. Для труппы — это вызов, испытание на прочность. «Тристан и Изольда» длится больше пяти часов. Во Владивостоке показали одну из самых нашумевших постановок режиссера Чернякова. Действие средневековой легенды он перенес в наше время. Такая режиссерская трактовка вызвала споры, но в одном мнения зрителя совпали.
— Я в восторге, спасибо Мариинскому, что мы, на краю, земли имеем возможность это слушать. Пусть нам петербуржцы завидуют.
Главная идея, которую ставили перед фестивалем — обозначить Владивосток как музыкальную столицу региона. Это значит, что, в первую очередь, зритель приморский должен иметь возможность видеть и слышать лучшее, что сегодня есть у нас в стране. Классическое, современное. Он должен понимать, за что русский балет и оперу признают во всем мире. Это целая культурологическая программа. Ставит перед фестивалем маэстро задачи и более глобальные, государственного значения.
— Совершенно понятно, что этот регион будет развиваться гораздо быстрее, чем старая Европа почитаемая, просто динамика здесь выше. Темпы быстрее.
А это значит, что огромному Дальневосточному региону сегодня нужно предъявить то, чем всегда гордимся мы. Нашу культуру. Наш балет, наших блестящих оперных певцов, наших музыкантов. Наш театр Мариинский. И его Приморскую сцену.
«Панорама»