Вертолетостроение в Приморье нацелено на стратегическое развитие

Ученые ДВФУ создали станок для сбора вертолета КА-62. Теперь вместо механической шлифовки все делать будет робот. О самом крупном проекте Дарья Орлова.

Лист углепластика под воздействием установки тает, словно пластилин. Робот точно знает, сколько нужно отрезать, а сколько оставить. И, как по волшебству, рождается гаргрот – обтекаемая часть фюзеляжа.

Резка материала осуществляется гидроабразивным способом: через сопло под очень высоким давлением подается вода с примесью специального порошка. И этот поток, направленный со скоростью, в три раза превышающей скорость звука, обрабатывает заготовку. И при этом не нагревает ее. Сейчас станок работает под постоянным контролем создателей. Но скоро будет делать все сам.

Робот должен выполнить все сам. У него есть система технического зрения – лазерные указатели, видеокамеры, лазерный сканер, который контролирует положение робота над поверхностью. В принципе, по обратной связи это позволяет сделать ему самостоятельно данную задачу.

Роботизированный комплекс заточен под изготовление неметаллических частей для нового многоцелевого вертолета Ка-62. Это совместная разработка студентов инженерной школы ДВФУ. Он сильно облегчил вертолетостроение – до создания робота приходилось выпиливать и шлифовать все детали вручную. Это самый крупный за последнее время проект. Но на этом, заверили журналистов, заканчивать не планируют. В конце прошлого года завод и университет заключили новое соглашение.

Сергей Иванец, ректор ДВФУ:

– Мы приступаем непосредственно к новому совместному проекту. Этот проект  уже связан теперь не с обработкой пластика, а с обработкой металла. Это еще более сложная тема. Университет в этом будет точно такую же конструкторскую технологическую роль играть.

Кроме того, Дальневосточный федеральный университет снабжает «Прогресс» молодыми перспективными специалистами. И даже подготавливает кадры для других предприятий холдинга «Вертолеты России».

– Евгений Кузьменков, директор по персоналу и организационному развитию холдинга «Вертолеты России»:

– Скажем так, синхронизировать подготовку качественно другого персонала, чтобы компетенции, которые получали, как на уровне среднего образования, так и высшего, соответствовали тем программам технического перевооружения, которые сейчас проводятся на заводе.

По словам руководителей «Прогресса» и ДВФУ, они нацелены на стратегическое развитие – вывести вертолетостроение на качественно новый уровень. А значит, не за горами и то время, когда новый проект – вертолет Ка-62 –  поднимется в небо.

«Панорама»