Гибнущий в черте города корабль: до греха и техногенной катастрофы все-таки не довели

Открываем программу праздничной недели – непраздничным репортажем. Морской город с изумлением наблюдал почти полтора месяца, как в черте акватории порта брошенный сухогруз был сначала разграблен, потом подожжен, потом изувеченное судно чуть было не затонуло у всех на глазах. И только, когда до техногенной катастрофы в черте города оставалось всего несколько кубометров воды в машинном отделении, на горизонте появился буксир-ледокол Тихоокеанского флота.

Между тем, в официальном документе серьезной организации под названием «Федеральное государственное бюджетное учреждение Администрация морских портов Приморского края и Восточной Арктики» бесхозный корабль вполне официально числится в позиции рейдовой стоянки. «Еруслан» стоит на точке Западный рейд-70, прибыл сюда 3 мая 2016-го с Восточного рейда-26, в примечании одно слово: Задержан. Задержан-то он задержан, только держаться на плаву, похоже, уже не может. 
Пока рядились да решали с буксировкой, пришлось устраивать  спасательный аврал.

Юрий Журавель, директор  ГКУ Приморского края по пожарной безопасности:
— В соответствии с принятыми решениями на КЧС работы проводят Морская спасательная служба. В соответствии с принятыми решениями судебные приставы организовали работу организации, которая проводит откачку воды сегодня. И вы посмотрели – это достаточно успешно.

Владимир Щукин, и.о. директора приморского филиала ФГБУ «Морская спасательная служба»:
— В 8 часов, когда сюда прибыли мои люди состояние было критическое, еще пол часа и корабль пошел бы ко дну. Иллюминаторы все были в воде, а от верхней палубы в корме оставалось 10 сантиметров. Если бы верхняя палуба ушла бы в воду, корабль уже было бы не спасти. Мы вооружили средство водоотлива, которые у нас были с собой. Начали производить откачку. В процессе работы было задействовано 6 машин, где-то в районе 3 часов нам удалось стабилизировать положение Можно было спустить водолаза и одновременно шла заделка пробоин изнутри. 

Откачка не помогла. Корма ушла под воду. Понадобилось рисковать, отправили водолазов заделывать пробоины и ставить заглушки на иллюминаторы, которые полопались во время пожара. 

«Еруслан» спасали 20 человек. Наш корреспондент Нелли Булатова тоже заглядывала в машинное отделение, когда ситуация стала более или менее безопасной.

Нелли Булатова, корреспондент:
— Мы находимся в машинном отделении «Еруслана». Вода здесь по эту отметку. Сейчас ее откачали и продолжают откачивать. «Еруслан» почти восстановили на прежнее место. А что с ним делать дальше, решит администрация.

Отзвуки этих бюрократических распрей – а кто за что отвечает и кто будет платить за устранение угрозы – слышим прямо на месте, у гибнущего сухогруза.

Владимир Щукин, и.о. директора приморского филиала ФГБУ «Морская спасательная служба»:
— За судно отвечают судебные приставы. Мы сейчас находимся на территории другого государства. Судебные приставы должны подыскать того, кто будет убирать это судно и определять его дальнейшую судьбу. На данный момент не известно, куда его тащить, что с ним дальше делать. Можно ли вообще с ним производить какие-либо действия. Мы сейчас поставим его в то самое положение, в которое он стоял, а дальше вопрос должен решаться на другом уровне. 

В правовой истории с «Ерусланом» черт ногу сломит: тут и международное право («Еруслан» ходил под флагом Камбоджи, его арестовали в Японии), и трудовой кодекс — арест за долги судовладельца перед экипажем по выплате заработной платы, теперь явные вопросы с применением природоохранного законодательства, и уже напрашивается и уголовное. Как минимум, по фактам мародерства и поджога. После ареста из Находки «Еруслан» отправили во Владивосток. Два года судно переставляли по акватории порта с одной стоянки на другую. За ним должны были следить судебные приставы, но постовой службы приставы не несут, поэтому по льду к «Еруслану» пришли мародеры. Бюрократически ситуация понятна: ни приставы, ни портовые власти, ни морская спасательная служба не имеют средств и статей расходов по буксировке судна. Но вот если постоялец пункта Западный рейд-70 затонул бы, юрисдикция тут же изменилась бы – утопление судна – это уже техногенная авария, а значит — дело МЧС.

Слава богу, что в этом перекладывании ответственности возобладал здравый смысл, и Тихоокеанский флот прислал буксир ледового класса. Все-таки оттащить металлолом к берегу, пока он на плаву, всяко дешевле, чем вбухивать потом колоссальные средства на водолазные и понтонные работы. А всё явно к тому и шло. 

Категории: