«Затея года», или опережая развитие: четыре отличия ТОСЭР от ОЭС

О создании территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) впервые упомянул Владимир Путин во время прошлогоднего послания Федеральному собранию. В 2014 году началась активная работа над соответствующим законопроектом.

И вот уже в декабре прозвучал наказ президента принять «эпохальный» документ, прошедший обсуждения и предпринимателями, и держателями крупных проектов, и министерствами. Пока же законопроект о ТОСЭР прошел только первое чтение в Госдуме. Между тем эксперты признают, что ТОСЭР и уже существующая особая экономическая зона (ОЭЗ) фактически идентичны. Обе площадки нацелены на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса с помощью привлечения инвесторов. Анализируя законодательные изменения в проекте о ТОСЭР, корреспондент Приморской газеты нашел несколько существенных отличий, которые делают территории опережающего развития «оазисами для инвесторов».

Около 30 ОЭЗ было создано на территории России с 2010 года. Одна из них была запущена на территории острова Русский, но так и не стала привлекательной для инвесторов. Поэтому нововведение в виде ТОСЭРов от Минвостокразвития обещает стать главным событием этого года. Тем более что правительство и регионы надеются, что успешный пример повлечет за собой другие крупные денежные вливания на территории, а местный малый бизнес получит все рычаги для собственного развития за счет выполнения госзаказов и привлечения к работе с якорными инвесторами.

Инфраструктура для инвестора

ОЭЗ создавались как достаточно жесткая оболочка, где вид деятельности и объем начальных инвестиций компаний были установлены достаточно жестко. Именно поэтому бизнес просто не находил себе места на территориях. Первое и главное отличие ТОСЭР от ОЭС в том, что в новых особых зонах предусмотрен порядок «от обратного». Каждая территория будет отвечать потребностям и нуждам якорного инвестора. Для них государство предусмотрело не только ряд льготных налоговых и административных послаблений, но и создание инфраструктуры проекта за счет бюджетных средств.

Госзаказ малому бизнесу

Второе, не мене важное отличие в том, что бизнес не будет ограничен так, как в ОЭС. При строительстве инфраструктуры часть государственного заказа могут получить небольшие предприятия. При этом преимущество в получении госзаказа получат компании, зарегистрированные на территории Дальнего Востока.

 Кластерный подход

 На территориях будет действовать так называемый кластерный подход. Кластер можно определить как цепочку взаимосвязанных предприятий – поставщиков, производителей, потребителей, которые работают на одной территории. Это могут быть поставщики оборудования, комплектующих и услуг, научно-исследовательских институтов и других организаций, которые взаимодополняют и усиливают конкурентные преимущества друг друга. В случае с ТОСЭР деятельность «соседствующих» с якорным инвестором компаний будет направлена именно на производство конечного продукта.

Налоговые преимущества

Кроме того, в отличие от ОЭС, в ТОСЭР существенно расширен перечень мер государственной поддержки для резидентов зон. Так, участники проектов смогут рассчитывать на льготы по налогу на прибыль, имущество, землю, и на послабления по страховым взносам. Бизнесмены также будут полностью освобождены от налога на добавленную стоимость, не будут платить налог на ввозимые для производственных нужд товары – сырье, материалы, работы, услуги. Ко всему прочему, участники территорий опережающего развития смогут на льготных условиях подключиться к сетям объектов инфраструктуры и привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал в ускоренном порядке.