Морская. Аквакультура: зима, лето, осень и снова зима

Взгляните на земной шар со спутника. Масштабы аквакультурных полей, морских плантаций, прибрежных огородов поражают. Это видеодоклад Продовольственной организации Объединенных наций о мировой аквакультуре. Объектив выхватывает Китай, Чили, Австралию, Америку, Францию.

Морские огороды Приморского края – это пока лишь тоненькие ниточки, которые со спутника не видны. Но отрасль, экономическая эффективность которой сравнима с микроэлектроникой, всё больше и больше занимает умы и руки тех, кто думает о будущем Приморья.

В этой программе «Морская» мы больше не скажем ни слова: ни про проекты, ни про инвестиции, ни про административные барьеры и законодательные несовершенства. Это рассказ о морской работе тех, кто сегодня и сейчас создает аквакультуру Приморья.

 

ГОД ДЛИНОЮ В 40 МЕСЯЦЕВ

Есть такая юмористическая книжка Карела Чапека «Год садовода», в которой по месяцам расписаны мытарства и хлопоты любителя цветов и овощей. Про морское фермерство такой книжки еще не существует, может быть, еще и потому, что в отличие от садоводов и огородников у работников такого морского хозяйства еще толком не сложились даже названия их профессии: мариводы, рыбоводы, аквакультурщики? Аквакультура, конечно, чем-то похожа на сельское хозяйство, даже административно в России за нее отвечает Минсельхоз. Но сходство обнаруживается только в том, что так же, как и на земле, здесь производят продовольствие да собирают урожаи. Но вот ритм жизни морской плантации совсем другой.

С Ильей Бердником, зам. директора рыбопромысловой компании в Хасанском районе, составляем план, как и что важно показать в циклах аквакультурного производства. И выясняется: в море нет ни зимы, ни лета. Работа круглый год.

 

Владимир Ощенко, ведущий:

— Аквакультура, морские огороды, деликатесы для seafood-ресторанов – наверное, только в телепередачах да с высоких трибун эти слова и термины звучат так красиво и заманчиво. На самом деле – это тяжелый труд, с не очень совершенными технологиями, с не очень большими гарантиями для высоких заработков и урожаев. К примеру, чтобы вырастить гребешка, нужно три года упорного труда.

 

ЖИЗНЬ МОРСКОЙ ПЛАНТАЦИИ

А в плане, что набросал нам Илья Бердник, значится следующее.

Март-июнь – выставление гребешка на товарное выращивание. Из воды извлекаются садки с гребешком. Молодь сортируется и размещается в другие садки. Садки выставляются на несущие канаты в море. Канаты заглубляются на необходимую глубину.

Июнь – выставление коллекторов для сбора спата гребешка. Спатом называются личинки гребешка, которые начинают формировать раковину. Коллектора выставляются в море на несущие канаты, их еще называют хребтинами. И начинаются хлопоты по Карелу Чапеку.

 

Сергей Джумалиев, гидробиотехнолог:

– Это молодь, которая садится непосредственно уже от планктона и начинает расти. Это спат. Потом у нас перебирают девчата на берегу, мы также по установкам его начинаем ставить. Нужно вовремя установить и притопить, чтобы температура не била его сильно, иначе у него стрессовое состояние будет, и он может погибнуть. Не имеет значения, какое сейчас время года. Погода изменилась очень сильно. За 3 года наблюдения за этим участком, у меня 34-й участок, здесь температура меняется до 12 раз.

 

Причем, как рассказал Сергей Джумалиев, каждая операция с гребешком должна проводиться максимально быстро. Они испытывают стресс, на раковине, там, где смыкаются створки, даже появляется темное пятно, и чем оно больше, тем гребешок слабее, склонен к болезням, да и вкус у гребешка с большим стрессовым пятном, на которое знающие покупатели обращают внимание, гораздо хуже, чем у гребешка здорового. 

Июль – такие же операции с молодью устрицы.

Сентябрь – переборка коллекторов со спатом гребешка. Коллектора извлекаются из моря, разбираются. Молодь сортируется с помощью сита, вручную. Молодь гребешка помещается в садки.

Октябрь — переборка коллекторов со спатом устрицы. Коллектора извлекаются из моря, разбираются. Молодь сортируется вручную. Молодь устрицы помещается в садки.

Конец октября – начало декабря – сдача товарного гребешка. Садки с товарным гребешком извлекаются из воды. Гребешка чистят, моют, сортируют. После этого и отправляется покупателям. Самый приятный момент у морских фермеров, ради него и работают.

На этом предприятии аквакультуры еще и занимаются трепангом, но гарантированных урожаев пока получать не удается. Но в плане есть и трепанг: нерест (начало июля), выращивание плавающей личинки (июль), выращивание молоди трепанга (август-октябрь), расселение молоди на дно (конец октября — начало ноября).

Так что вот такой календарь маривода. Но при этом надо еще раз уточнить, что уже высаженные в садки моллюски должны находиться в море 3 года, их надо пересаживать по мере их роста, с ними надо возиться и зимой, и летом. Технологии, как точно достичь максимального выживания устриц и гребешков, как получить действительно устойчивый урожай, в каждой компании свои, секретами никто не делится, всё познается только методом проб и ошибок. Совет: а надо съездить в Китай и расспросить, как работают они, вызывает только усмешку. Никто ни с кем таким личным опытом никогда не делится. А есть еще эпизоотии – когда по тем или иным причинам, и не всегда известным, вдруг происходит массовый мор гидробионтов – то ли изменения условий, то ли болезнь какая. Бывают аномалии с хищниками на моллюсков – морских звезд, осьминогов, вдруг в какие-то годы их становится значительно больше, и тоже объяснения пока еще не найдены.

 

НАДЕЖДЫ НА ТРЕПАНГА

Самый дорогой продукт из всех гидробионтов аквакультуры Приморья – трепанг дальневосточный. Но технологии выращивания его в садках не существует. Трепанг – грунтоед, ему надо перемещаться по дну. Выгороженные для трепанга прямо в море бассейны, как в Китае, дают продукцию низкого качества и создают проблемы с загрязнением моря. В самом Китае высоко ценится наш трепанг именно потому, что он растет в естественных условиях, его не выкармливают искусственно, как на морских фермах в провинциях Шаньдун и Ляонин.

Поэтому трепанговые хлопоты есть и тут, в Зарубино, но до каких-то внятных урожаев и товарных партий дело еще не дошло. Эту съемку (файлы Евсеев 8784_8799) в трепанговом цехе мы делали в феврале 2016 года, а вот что нам рассказывал Илья в октябре.

 

Илья Бердник, зам. директора Зарубинской базы флота по аквакультуре:

– В этом году у нас проведен нерест в условиях цеха. Получена молодь, сейчас она развивается. Так что в конце октября – в ноябре расселим молодь на наши донные участки для дальнейшего выращивания, а часть молоди оставим на зиму, чтобы она стала крепкой и большой к весне следующего года. – 2:40 Добавим, что расти трепангу до достойного товарного размера не меньше 3-4 лет. И удастся ли собрать урожай, не очень-то известно, может и уползти, и уйти с течениями, и с браконьерством все еще полная невнятица. Выпущенная в море молодь – уже не собственность этих мариводов из Зарубино: пока они лишь зафиксировали свое право поднять из воды через какое-то время какое-то количество трепанга. Но будут ли это те же трепанги, которых они вырастили в ваннах цеха, или природные – никому неизвестно.

 

СБОР МОРСКОГО УРОЖАЯ

А это уже октябрь – и из воды поднимают садки, в которых гребешки прожили три года. Их перекладывали, сортировали, опускали и поднимали в толще воды, чтобы было разнообразным питание. В разных слоях воды, в разных течениях, при разных температурах отличается и планктон, которого и поглощает гребешок. И вот он, радостный момент для мариводов.

 

Галина Пьянова, бригадир мариводов:

— Я хочу вас угостить гребешком, нашим замечательным и вкусным, который пахнет морем и природой.

—  Это вот сейчас вы собираете товарный урожай?

– Да, это три года нашего активного труда.

— А как вы определяете, что ему три года?

 – Я не знаю, как по кольцам здесь, а так – мы ж знаем, когда их посадили. Мы ж знаем, когда у нас родится ребенок, так и это – один в один. У гребешка есть две створки – одна плоская, а другая выпуклая, поэтому, чтобы открыть и угостить вас. (Открывает гребешка с комментариями). Наш гребешок – самый вкусный. Я наш гребешок отличу от любого.

— А вы отличаете от какого?

 – От любого. Посьет – другой гребешок, там течения другие.

—  В разных заливах у гребешка разный вкус?

–  Конечно, это на разных огородах другой урожай. И растительная, и пищевая база разная, каждое море пахнет по-другому. Где-то водоросли растут, где-то капуста, а где-то растет наш гребешок.

 

Что восхищает в этих людях, что заняты этим нелегким морским трудом, когда и урожая ждать 3-4 года, и когда и зимой, и летом всегда есть дела на плантациях – так то, как они увлечены этим делом.

 

Сергей Джумалиев, гидробиотехнолог:

– Ну это море, это интересно. Один мудрый человек сказал: бояться моря нельзя, но и шутить с ним тоже не стоит. Мне нравится это. Как это – жить в Приморье, жить у моря, и ничего не делать? Многое уничтожено. Мы же все равно развиваем, мало того, что продукцию растим, там же еще и самой природе помогаем. Так что в этом плане мы приносим все равно пользу. Пусть и частичная какая-то, но все равно. Если в природе одна особь из тысячи выживает, то тут хоть больше будет все-таки.

 

Марикультуру во всем мире заслужено считают технологией будущего. Море давало и дает человеку множество чудесных способов вести морское хозяйство, и при этом не нарушать естественных природных процессов и гармонии. И в истории аквакультуры, что ведет отсчет еще с муреновых ферм Древнего Рима, уже наступает особый момент: человечество растет, ресурсов нужно все больше. Так что наши гидробионты и возможности нашего моря — это далеко не только кулинария и коммерция. Это – уже экономика, а в скором будущем – и политика.

 

Категории: