Владивосток, 15 марта – ОТВ. Не просто «покусились на святое», а решили украсить красивое — как когда-то советские граждане пытались облагородить свой серый быт салфеточками, статуэтками и прочими мещанскими вещицами. Сегодня они стали музейными экспонатами и попали на выставку под названием «Украшение красивого». Этот проект Третьяковской галереи с одной стороны, знакомит с современным искусством, с другой — предлагает зрителю провести сравнительный анализ и самому найти грань между элитарным и массовым, между китчем и высоким. Поэтому рядом с полотном Виноградова и Дубосарского — панно с котиками и амурами.
Кирилл Светляков, руководитель отдела новейших течений Государственной картинной галереи:
— Сейчас эти вещи стали предметом коллекционирования, десять — пятнадцать лет назад они бы исчезли из культурного обихода, оказались бы на свалке.
Как путеводный знак для зрителя — китч оставили безымянным. А вот полотно «Антоний и Клеопатра» и есть произведение искусства кисти Константина Зведочетова.
Кирилл Светляков:
-Там, где китч сглаживает — Зведочетов обостряет, его образы гротескны, на грани с карикатурой. Автора китч интересовал как источник энергии.
Открытая в залах фабрики «Заря», эта выставка вызывала неподдельный интерес. Тем более, когда смешно и странно, а выводы очевидны.
Алена Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи:
— Сегодня, в 21 веке, что такое элитарное, что массовое, что такое «китч» — понятия так смешались, что порой человеку непосвященному трудно разобраться. Эта выставка и ставит вопросы: что такое примитив, что такое подлинные работы. И отвечает на них.
Глядя на эти экспонаты, кто-то вспомнит, что подобный «арт-объект» можно найти, например, у бабушки, а значит, организовать свой музей есть возможность у каждого. И это еще одна цель организаторов — заставить зрителя по-новому взглянуть на то, что его окружает.
«Панорама»