Отражение потерянного Владивостока в фотографиях Карла Шульца

О том, как выглядел старый Владивосток, сегодня можем судить только по скупым литературным описаниям его современников и редким снимкам тех времён. Огромный вклад в сохранение памяти о городе конца 19-го века внёс фотограф Карл Шульц. Его работы посмотрела Наталья Смолянинова.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Фото сейчас сделать может каждый. В особых случаях обращаются к профессионалам, коих тоже не так  мало. А вот для Владивостока, в первые годы его существования, возможность сделать снимок – событие, подарившее нам богатое наследие. Наследие Карла Шульца.

Урожденный финн Карл Шульц прибыл в Приморье в 70-х годах 19-го века. Начинал, как часовых дел мастер. Потом выписал себе фотоаппарат и стал фактически одним из первых профессиональных фотографов Приморья.

До наших дней дошли десятки снимков. Среди них портреты горожан и знакомых Шульца, трогательные снимки детей. За снимок с сыновьями, фотограф получил серебряную медаль Петербургской выставки.

Марина Баринова:

— Известен Карл Шульц таким проектом, как сейчас принято говорить, портреты невест. Он фотографировал незамужних девушек, размещал фотографии у себя в фотоателье и, надо сказать, очень часто способствовал образованию пар.

Так, например, Михаил Янковский увидел фото своей будущей жены именно в мастерской Карла Шульца. И влюбился в девушку с портрета.

Но главное, за что ценят историки Шульца сегодня, это снимки улиц Владивостока в самом начале жизни города.

Среди немногочисленных деревянных построек сложно узнать Светланскую. Сопка Садомская теперь перекрыта зданием администрации края, бухта Золотой рог спряталась за дом «Серая лошадь».

Марина Баринова уверена, современные историки должны быть благодарны Карлу Шульцу за то, что он педантично подписывал свои снимки. Узнать некоторые места, даже в историческом центре, сегодня не так просто.

Лошадей давно вытеснили автомобили, на месте сквера выросли здания. Но до сих пор стоит дом Карла Шульца, где он жил и работал во Владивостоке. И здесь по-прежнему фотомастерская.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Помимо фотографий Карл Шульц оставил еще интереснейшие описания жизни в Приморье в 19 веке. Его письма к родным и близким сейчас хранятся у потомков в Финляндии. Но профессор Лариса Александровская смогла прочитать их, самые интересные отрывки вошли в ее книгу о Карле Шульце. И читая ее, можно наткнуться на удивительные подробности.

«Корея пережила сильный голод. Тысячи корейцев эмигрировали на наши земли. Они прозябают в бедности и голоде. Дети, особенно девочки в возрасте от 8 до 14 лет, стали предметом торговли по всей дороге от Посьета до Сучана. Каждый китаец покупал себе девочку из голодной толпы. Даже многие иностранцы и русские покупали девочек. Обычная цена за нее — 340 кг чумизы». (Из письма Карла Шульца).

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— Ни того, что писал Карл Шульц, ни того, что фотографировал, сегодня практически и не осталось. Да и людей тех больше нет, для которых фотоснимок мог оказаться единственным в жизни. Но благодаря Карлу Шульцу и таким как он, мы можем видеть хотя бы отражение того потерянного мира.

«Панорама»

Категории: