Доступные рыбы – во что это обходится рыбакам

Цены на рыбу должны быть доступны для граждан, вне зависимости от конъюнктуры на внешнем рынке – об этом не раз заявляли в правительственных верхах. При этом, последние показатели отечественного рыбохозяйственного комплекса демонстрируют небывалый до этого рост, отмечая рекорды.

Рыбная отрасль сегодня – это динамично развивающийся сектор экономики страны. Ежегодно российские рыбаки наращивают объемы вылова. Почти 5 млн тонн выловленной продукции – это лучший показатель за 25 лет – стал реальностью. Только по вылову лососевых удалось приблизится к 635 тысячам тонн – впервые за 100 лет. В мировой статистике российские рыбаки смогли занять четвертое место в мире, вылавливая свыше 5% мирового объема рыбы и морепродуктов. С одной стороны, более чем достойная картина, с другой – чего рыбакам это стоит? Существует большое количество нерешенных вопросов, с которыми им приходится сталкиваться ежегодно. Один из таких проблемы с контролирующими органами, которые возникают при перевозке рыбы и рыбной продукции из районов промысла в порты.

По закону деятельность рефрижераторных транспортных судов сейчас рассматривается аналогично рыбопромысловым. К перегрузке и перевозке рыбной продукции предъявляются повышенные требования, как если бы это был улов водных биоресурсов. В результате с рыбаков и транспортников требуют выплаты многомиллионных штрафов. Выходит, что рыбную продукцию проще выгружать в другие страны, чем завозить на российский берег, говорят участники рынка. А это, как итог, приводит и к дефициту сырья, и к росту цен.

Другой вопрос – принятая правительством инвестиционная программа о распределении 20% квот компаниям, которые готовы строить новые суда и рыбопромышленные фабрики. Рыбаков беспокоит, что итоговые правила по распределению квот регулярно меняются. То шумиха вокруг крабовых аукционов, то разговоры о нововведениях – в рыбных. Стабильность – это не про рыбную отрасль. При этом, как показывает статистика, в целом рентабельность рыбного бизнеса – выше 60%.

Но и государство не отказывается от помощи рыбакам. Согласно отраслевой госпрограмме, до 2024 года оно продолжит оказывать поддержку предприятиям рыбной отрасли – льготные кредиты на строительство, реконструкцию и модернизацию рыбоводной инфраструктуры. Предполагается, что это позволит повысить вылов рыбы и увеличить ее потребление в России. Однако при всех очевидных успехах и шагах в сторону рыбаков и конечных потребителей доступной отечественной рыбы на прилавках не хватает.

«Рыбу не довозят до центральных регионов, потому что у нас не хватает рефрижераторов в стране, потому что у нас железная дорога, точнее — частные компании от железной дроги — на время путины и активного периода так завышают тарифы, что цена на рыбу становится золотой. Много делается, но люди должны ощущать результаты государственной поддержки в виде ассортимента на полках и снижения цены», — это слова главы Совета Федерации Валентины Матвиенко.

По данным Росстата, каждый россиянин в год съедает в среднем по 21,5 килограмма рыбы. Это примерно 400 граммов в неделю. У ВОЗ норма меньше на 100 граммов. По данным опросов ВЦИОМ, потреблять рыбу в нашей стране стали больше, но могло бы быть и лучше. Потребляют рыбу почти каждый день или несколько раз в неделю – 44% россиян. В среднем это 421 грамм в неделю, две порции. Остальные россияне едят рыбу значительно реже. Однако в Рыбном союзе РФ считают, что официальная статистика не отражает реальное потребление. Отраслевики уверены: рыбный баланс в стране не дает реальной возможности населению съесть положенную норму ВОЗ – примерно 15,6 килограмма на душу. И очевидно, что развитие спроса требует большой системной работы – от рыбаков и перевозчиков до переработчиков и ритейлеров. И разумеется государства.

Андрей Горюнов

Источник фото: Pixabay