«Это полная ж…»: родители и учителя рассказали о «прелестях дистанционки»

Дистанционный формат обучения подразумевает взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии. Так, в конце марта – начале апреля учащиеся в российских регионах начали зарабатывать свои отметки «онлайн». Недавно стало известно, что учебный год школьники тоже будут заканчивать дистанционно. О плюсах и минусах общения с учениками на расстоянии корреспонденту otvprim.ru рассказали их родители и учителя.

Александр, отец двоих детей 10 и 8 лет:

– Это полная ж… Мои делают всё сами. Мы стараемся не помогать. Чтобы не создавать видимость, что всё хорошо, и учиться суперски. Им дали задание, сами сделали и оправили. Минимум помощи. Чтобы учитель видел реальный результат. Многие делают дома задания за детей, всячески помогают. И потом картинка размыта, зачем? Пусть будет больше ясности. Как поняли тему, которую задал и объяснил учитель, так и выполнили задания. Без слез, конечно, не обходится. Но мы объясняем детям: «Зато ты сделал сам, учитель посмотрит и увидит, какую тему нужно объяснить тебе лучше, где есть пробел». Конечно, есть родители, которые с психами взрывают группы в социальных сетях своими гневными сообщениями. Все устали, и мои дети устали дома сидеть. Но за неимением лучшего, приходится довольствоваться этим. Мы не напрягаем детей, делаем «перемены» на игры, вносим разнообразие”.

Министр просвещения Сергей Кравцов недавно заявил, что опыт дистанционного обучения в школах в период пандемии планируется использовать в дальнейшем. Эти «страшные» новости многих преподавателей уже давно не удивляют. Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования в нашей стране. Учителя охотно рассказывают, что с 2025 года в нашей стране планируют ввести такой формат обучения повсеместно.

Татьяна, учитель математики биробиджанской школы:

– Математику, физику и химию по дистанционному обучению изучать я бы не рекомендовала никому. Это цифры, зрительное восприятие ребенка от того, что написано. Многие привыкли к своему учителю, к тембру голоса, его пояснениям. Вышеперечисленные предметы не подходят для самостоятельного изучения. Обязателен формат «человек-человек», необходима обратная связь. Представьте, как сейчас тяжело учителям начальных классов, они преподают не один предмет, а все и у 30 человек. Конечно, им необходимо проверять огромное количество домашних работ. Я считаю, что мы потеряем нацию, если перейдем на станционное обучение в 2025 году. Все повально списывают в интернете. Через несколько лет выйдет поколение безграмотных, необразованных людей. Я категорически против перехода на такое образования, против деградации в обществе.  Дистанционное обучение – это скорее самообразование, а государство должно предоставлять другой вид образования, на базе школы. Если бы нас, например, впустили в школу, чтобы мы могли записать для детей видео-уроки, используя доску, привычные атрибуты учителя, может быть получилось бы что-то объяснить. Еще один минус – система виснет, электронный дневник не справляется, слишком много пользователей, часто появляется «ошибка при подключении». Внедрять такие технологии необходимо постепенно, у некоторых людей дома просто нет компьютеров и ноутбуков, они пытаются все это сделать с помощью телефонов, есть те, у кого очень плохой интернет, с которым не получается загружать страницы. Сейчас происходит настоящая катастрофа.

Учителя рассказывают, что в нынешних условиях всплывают проблемы одного компьютера в большой семье, где учатся оба ребенка и оба родителя находятся на «удаленке», и всем необходимо работать. Сегодня формат дистанционного обучение вынужденный, но если б у детей был такой выбор, что бы они и их родители решили?

Татьяна, мать двоих детей, 15 и 5 лет:

– При возможности выбора наверняка некоторым старшеклассникам было это удобней, так как в свободное от учебы время ребенок может заниматься хобби, каким-то любимым делом. Сейчас ситуация обстоит по-другому, я все время хожу на работу, поэтому принимать участие в процессе дистанционного обучения просто нет времени. Мой сын говорит, что плюсов в дистанционном обучении не видит, сам себя он организовать не может. В школе знания в любом случае впитываются, дома необходима самодисциплина. Плюс, школа – это общение, кайф, а когда ты этого лишен, само настроение меняется. Из минусов такого обучения – отсутствие спортивных секций, не хватает физической зарядки. Еще один минус – отсутствие единых требований от учителей, кто-то требует, чтобы решеные задания дети отправляли в социальных сетях, кто-то на общей платформе, кто-то на почту. Плюс, не хватает воспитательного момента, львиного взгляда учителя при личной встрече. Такое воздействие в стенах школы всегда способно дисциплинировать. Плюс не хватает классных часов общения, сейчас они дома сидят и закисают. Еще один минус – нагрузка на глаза, не очень удачное освящение, дети часто засиживаются допоздна. Как всё это отразится на учебе в дальнейшем, еще не ясно. А вот репетиторство в онлайн формате становится намного удобней, так как не тратится время на передвижения. Дополнительные занятия по английскому мой сын сейчас прекрасно осваивает в такой форме.

На официальном уровне считается, что взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты. Однако на деле детям не хватает «живого общения». Еще одна проблема – ухудшение здоровья из-за огромного количества времени, проведенного с гаджетами. Учителя считают, если дистанционное обучение введут повсеместно, наша страна вырастит поколение «очкариков», да еще и с осложнениями на позвоночник из-за сидячего образа жизни.

Светлана, учитель информатики биробиджанской школы, мать двоих детей:

– Первые дни мой телефон был просто горячим, он не замолкал никогда, постоянные звонки, новые группы в социальных сетях, тысячи сообщений от детей и их родителей. Но мне как информатику в этой ситуации легче. Я успокаивала, как могла, но родители, дети, учителя паниковали, каждому из них надо ответить, и всех надо понять. Куча мемов появилось в интернете. К концу первой недели стало легче, все наконец разобрались, как пользоваться дневником, в какое время, какие приложения использует каждый учитель. Начались онлайн уроки. На второй неделе я провела родительское собрание: «Как организовать день ученика» на онлайн платформе, в режиме конференции родители увидели, как проходит урок, что это не сложно, показала, где искать задания, как проверять детей, послушала вопросы и провела разъяснительную работу. Уроки необходимо делать по след плану: в понедельник делаем, что написано в уроках, разбираем темы и делаем домашнее задание на вторник. И отдыхаем. Не надо делать все. Тогда и за компьютером проводишь в среднем 3-4 часа. Это уроки и домашнее задание вместе. На второй неделе обучения вопросов стало меньше, все понимают, что это строгая ситуация и мы должны как-то научиться со всем справляться. Единственная проблема -оценивание, не могу сказать, что оно на 100 % объективно. Никто не знает, сам ли ребенок делает задание или ищет ответы в интернете. И конечно, хочется, чтобы за время обучения дети не разучились учиться, чтобы не искали ответы с помощью всемирной сети.

Невозможно не отметить плюсы дистанционного обучения, например, снижение затрат на проведение обучения: не требуется затрат на содержание помещений, поездок к месту учёбы, как учащихся, так и преподавателей. Многие опрошенные неоднократно замечают, что при качественном распределении времени, сокращается время на обучение, ведь участник образовательного процесса может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятия. Однако это подразумевает наличие знаний в области тайм-менеджмента, сегодня далеко не каждый школьник и его родитель ими обладает. Считается, что такой формат учебы повысит качество обучения за счет применения современных средств, объёмных электронных библиотек и других информационных технологий.

Ольга, заведующая кафедрой Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, мать двоих детей:

– В дистанционном обучении есть свои плюсы. У студентов появляется возможность, не выходя из дома, получать образование. Сейчас эта форма апробируется. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Главный минус – многочисленные технические проблемы. К сожалению, пока не у всех установлены необходимые программы, тот же скайп. Не все преподаватели готовы работать в онлайне. Некоторые из них отменили лекции, просто направили студентам практические задания. При этом есть темы, которые сложно объяснять дистанционно, их нужно показывать «на пальцах». Большой минус в том, что сейчас невозможно проводить массовые мероприятия, например, научно-практические конференции. А мне очень не хватает личного общения с ребятами. А на счёт школы, трудно сказать. По оценкам вроде не плохо, но что там остаётся в голове, это большой вопрос. Мой сын говорит, что ходить в школу лучше, так как сейчас задают больше, чем обычно.

В марте 2020 года в период пандемии COVID-19 Министерство просвещения Российской Федерации разработало, опубликовало и направило в регионы методические рекомендации по организации дистанционного обучения. Апробация дистанционного обучения сейчас идет полным ходом.  В правительстве РФ не исключают, что Единый государственный экзамен (ЕГЭ) в зависимости от развития эпидемиологической ситуации может быть перенесен на середину июля или начало августа.