Впечатление – неправильное: блондинка – о единственной угрозе в стране самого вкусного коньяка

Есть субъекты РФ, которые не входят в популярные туристические маршруты. Наш приморский корреспондент считает, что Дагестан в таком негласном списке состоит незаслуженно. Чем знаменита эта республика и что нужно знать перед посещением, читайте подробней на otvprim.ru.

Дагестан стал частью нашего путешествия случайно, необходимо было попасть на территорию России из Азербайджана наиболее бюджетным путем. Выбор пал на приграничные села Дагестана и за 12 манат с человека нас доставили от Шамахинки (известная отправная точка в Россию из Азербайджана для путешественников) до границы с Россией. Тогда мы еще не знали, что разрушим все основные мифы, которые были навязаны обществом и формировали заведомо неправильное впечатление об этой республике.

Дагестан легко найти на карте: это как раз между Востоком и Западом, между горами и степью, между Европой и Азией. Здесь на деревьях растут оливки, здесь делают самый вкусный в России коньяк. На просторах Дагестана снимался фильм «Белое солнце пустыни». Отсюда родом герой войны 1812 года — Багратион и великий хирург – Вишневский. На территории Дагестана находится самая древняя мечеть, самая старая синагога, и, самый древний город России – Дербент (до присоединения Крыма).

Страх людей побывать в Дагестане уходит корнями в 1999 год, в то время здесь проводилась крупнейшая антитеррористическая спецоперация. С того момента прошло уже 20 лет, неужели вы думаете, что ничего не изменилось? Что касается безопасности на улицах, я думаю, что здесь, как и во многих субъектах нашей страны, есть свои отдельные районы, где лучше не появляться за полночь и уж тем более в нетрезвом виде.

В Дагестане веками в дружбе и согласии проживают десятки народов, исповедующих ислам, христианство и иудаизм. Здесь есть аварский, кумыкский, лакский, даргинский, табасаранский, лезгинский и еще много-много других языков. Лишь 14 языков Дагестана имеют письменность, а остальные являются бесписьменными. А вот дагестанского языка не существует, поэтому всем народностям приходится говорить по-русски, чтобы понять друг друга. Вот выдержка из учебника «Культура и традиции народов Дагестана», который я отыскала на книжной свалке в городе Дербент. Раньше по этой книге велись занятия в 10-11 классе дагестанских школ: «Горские народы Северного Кавказа объединены генетическим родством, общностью духовной и материальной культуры, а также схожестью исторической судьбы – нелегкой, порою трагичной, но всегда славной, свидетельствующей о великой тяге народов региона к свободе. Все это способствовало тому, что сущность, идеи, содержание ведущих традиций – и семейных, и бытовых, и общественных – у этих народов оказались очень едины, близки, что также способствует дружбе братству и взаимопониманию между ними». Несомненно, таким образом власти старались наладить и свести на нет Северокавказские конфликты, но удается ли это сегодня? Я не буду утверждать, что все тихо. Могу лишь, отметить, что в наше посещение никаких агрессивных проявлений не было.

Единственная угроза, которая реально поджидает вас — это обжорство. Каждый народ, населяющий эту территорию, готовит все традиционные блюда по своему уникальному рецепту. Люди здесь ссорятся между собой за право заполучить гостя и сажают его за стол, чтобы закормить до смерти, столько же напоить, и рассказывают смешные анекдоты. Аварцы про лезгин, лезгины про лакцев, лакцы про даргинцев и так далее. В одном районе убеждены, что настоящий чуду делает только его двоюродная тетя, хачапури и кутаба — нужно делать только с зеленью, в другом — только с мясом, в третьем -только с картошкой и зеленью, в четвертом — только с тыквой. И точно такая же ситуация со знаменитым дагестанским хинкалом, не имеющим ничего общего с грузинскими хинкали. Хинкал — это кусочки теста, сваренные в бараньем бульоне. Но их по-разному делают в каждом селе! К слову, в дагестанский чуду я влюбилась раз и навсегда, одно из лучших гастрономических удовольствий. А про урбеч слышали? Это паста из косточек — в первую очередь, абрикосовых. Так вот, обещаю: после поездки в Дагестан вы будете искать урбеч в каждом магазине.

Многие села Дагестана славятся народными художественными промыслами: местные златокузнецы, оружейники, гончары и ковровщицы с давних пор известны далеко за пределами горного края. Например, в Дербенте в экспозиции музея нам встретился промысел – «унцукуль», аналогов которого нет нигде в мире, мастерство состоит в насечке металлом по дереву. В Дагестане удивительным образом сочетаются древность и современность, Восток и Запад, городская культура и горская традиция.

Дагестанцы безумно гостеприимный народ, надо было видеть, как расплывались в улыбках преклонного возраста мужчины, когда мы спрашивали дорогу. В Дербенте у нас не обнаружилось наличных денег для оплаты музея, банкомат находился очень далеко и нас впустили абсолютно бесплатно. Был случай, когда в кафе местные ребята зашли со своей едой и уточнили у официантки (к слову, она была в традиционной одежде с покрытой головой), можно ли им здесь поесть своей еды, и она им не отказала! А в другой раз местный автор подарил нам свою книгу с автографом совершенно бесплатно, хоть мы и старались оплатить покупку. Ему просто было приятно наше внимание и заинтересованность. Нам всегда старались помочь, накормить или дать совет.

Я не буду лукавить, первое время было страшно идти по улице в коротких шортах, на тебя смотрят, ты не знаешь, чего ждать от местных жителей. По пути от границы с Азербайджаном в город Дербент мы ехали в машине с местной жительницей, которая рассказала, что девушки сегодня в Дагестане одеваются как хотят и на это не особо обращают внимание, «не так как раньше». В Этнохостеле, в который мы заселились было все очень современно и креативно, я спросила у парня, который там работает: «Можно ли мне выйти на улицу в коротких шортах или у вас так не принято?» Он даже удивился и сказал, что всё в порядке, такие подойдут. Однако в это спальном районе моя мама услышала за спиной: «Видишь, ей мама значит разрешила!», — объяснял какой-то местный парнишка другому. А через пол часа молодой человек чуть из окна машины не выпал, крикнул мне: «Прикройся!». Как вы понимаете, с того момента я надевала только платья в пол. Однако это крайность и, например, надевать платок здесь нужно только в мечетях, но если хочется расслабиться лучше забыть о «мини».

Многие считают, что дагестанцы давно хотят отделиться от России и стать самостоятельным государством. Я же знаю, что многие жители Дагестана с гордостью называют себя россиянами. Однако попробуйте сохранить эту гордость за пределами Дагестана. Когда мы ехали на автобусе Махачкала-Москва (да и такой имеется) автобус раза четыре (4) останавливали по пути, чтобы проверить документы каждого мужчины. Поэтому, когда они выезжают за пределы Дагестана, их обижает отношение полиции. Как пишет один путешественник: «Скорее получается, что мы их не считаем россиянами, а не они, сами же создаем этот миф и культивируем его».

Дагестан богат своими природными и культурными достопримечательностями, за пару дней мы увидели совсем не много, намного важнее, что мы открыли внутри себя. Хочется развеять стереотипы, которые существуют про Кавказские народности, и в то же время не можешь до конца разрушить их внутри себя. Обидно бывает за Россию, за неприятие друг друга в такой многонациональной стране и стыдно за всех критически настроенных и не толерантных людей, которые либо портят впечатление от своего народа (некоторые дагестанцы), либо не видят дальше своего носа и остаются в коконе своего невежества (некоторые жители других субъектов нашей страны). Осуждать жизни в том или ином регионе нашей страны могут лишь ограниченные люди. Собрать вещи в дорогу и увидеть все своими глазами — это лишь шаг на пути к осознанию нашей российской общности. Всем добра!

Александра Чистик