«Понос, туберкулез, выстрел»:раскрыта тайна нашумевшего «массового захоронения» на Русском

Хозяйка магического салона показывает нам, как нашла старое кладбище в районе бухты Воевода. По старой же военной карте, никакой мистики, сообщает Общественное телевидение Приморья.

Благодаря магам в 2019 году на кладбище появились цветы, таблички и свежие холмики. В последний раз такую заботу кладбище встречало при квартировании на Русском 33-го Сибирского стрелкового полка в начале прошлого века.

Огневеда, хозяйка магического салона

— Там выкопанная могила, мы её так и оставили в назидание – посмотрите, люди, что вы делаете. А то, что мы делаем, чтобы была память, восстанавливаем – это не вандализм. Это призыв!

Огневеда поясняет: маги хотели привлечь внимание общественности и историков в частности. В итоге, сам того не подозревая, в этом помог житель острова Русский, сняв в начале марта видео.

— Если бы ЛЭП не тянули, никто бы не увидел. Сколько лет на Русском проживаю, об этом кладбище не слышал. 

С момента, как маги начали захаживать на старое кладбище, прошло два года. Тогда это осталось незамеченным, сейчас об этом знают почти все в краеведческом сообществе Приморья. Шалость удалась. Правда, краеведы выступили против самодеятельности на кладбище. Настоящие захоронения столетней давности вряд ли расположены так и точно хранят останки каких-то других людей.

Олег Стратиевский, краевед:

— Было бы удивительно, если бы на далёком острове вдруг захоронили бы матросов, если штаб флота находится в городе, экипаж – в городе, и моряки не могут проводить достойно своих боевых товарищей?! Такого не могло быть.

Кто именно лежит на полковом кладбище, можно узнать в архивах. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока хранит метрические книги 33-го стрелкового полка за 1910 год и дальше. Никаких героических покойников. Рукой священника написаны причины смертей: кровавый понос, туберкулез, выстрел в голову в состоянии аффекта. Но в основном – детские болезни.

Владимир Калинин, краевед: 

— Вокруг любой воинской части того периода, расположенной на дикой тогда окраине Российской империи, должно было быть кладбище, и там всегда должны умирать. Ну кто там. От разных болезней должны умирать солдаты, офицеры, члены их семей.

Тем не менее, кладбищенская выходка привлекла внимание не только к магическому салону, но и к Русско-японской войне в приниципе. Владимир Карташев полагает, что за сто лет мы многое забыли и сместили акценты. Личная боль исследователя – гибель крейсера «Рюрик» в памяти людей.

Владимир Карташев, директор морского поисково-исследовательского центра ТОФ «Искра»: 

— «Варяг» воевал 22 минуты, «Рюрик» – 5 с лишним часов… Странно. Мы вообще ходим по такой земле, куда ни наступи – везде история.

По мнению Карташева, сохраняется очень маленькая вероятность того, что кто-то с боевых кораблей владивостокской эскадры всё-таки похоронен на острове Русском. Чтобы уточнить пофамильно, нужен запрос во флотские архивы и поиск в вахтенных журналах крейсеров. Что же должно произойти с кладбищем, если там нет никаких героев, пока непонятно. Возможно, ему лучше уйти в небытие, как множеству других старых кладбищ Владивостока.

Напомним, ранее житель острова Русского по пути с острова Попова обнаружил весьма интересную находку — «убиты 200 человек».

Лилия Глебова

Категории: