«Опознаны тела всех» – правда жизни: туристка из Приморья «сыграла не по правилам»

Представьте, что Вы заполняете альбом путешествий. Что будет на странице, связанной с Эльбрусом? Вы нарисуете снежные вершины, озера и реки Кабардино-Балкарии, а на фото попадут невероятные природные ландшафты, ваши незабываемые приключения и, конечно вершина горы. А может нет? Как организовать свою поездку мечты, чтобы после было не стыдно заполнять Ваш альбом, расскажет корреспондент otvprim.ru.

Сияет утро снежными горами,
Эльбрус громадный царствует над всем
Возвысившись торжественно и грозно
Кавказа гордого он вечный Вифлеем.
М.Ю.Лермонтов

«Опознаны тела всех альпинистов, доставленные во вторник в морг Нальчика со склонов Эльбруса», – иногда новости с Эльбруса начинаются так. Это правда жизни, последствия погоды на капризной и беспощадной вершине самой крупной горы России. Несмотря на предостережения гидов и опытных альпинистов, количество туристов, покоряющих Эльбрус каждый год, держится на отметке – 10 тысяч. Несмотря на сравнительную простоту восхождения на вершины Эльбруса, нужно серьезно относиться к мероприятию и учитывать возможные риски.

Знаете, кто такой читер? Проще говоря, это «жулик» или «мошенник». Происходит слово от английского глагола to cheat, который переводится как «играть не по правилам». «Читер» из лексикона геймеров прочно вошло в обиход современных молодых людей. Для меня и моих друзей наше путешествие на Эльбрус было крайне «читерским». Мы отправились на Эльбрус не в составе экспедиции, не с профессиональным гидом и не в дорогостоящей туристической экипировке. Мои спутники были без шапок и с голыми щиколотками, а все потому, что свой подъем мы совершали по канатным дорогам парка «Приэльбрусье». Это огромный парк, заслуживающий нескольких дней пребывания, а то и целой отдельной поездки.


Для нас дорога в Приэльбрусье берет своё начало на территории Ставропольского края и проходит по живописным просторам Кабардино-Балкарии. Не ограничивайте себя только Эльбрусом! Поставьте на карте и другие отметки по пути следования, например – озеро Гиджит, которое имеет неестественное происхождение из-за грунтовой плотины, перекрывающей устье реки Гиджит и является отстойником Тырнаузского вольфрамо-молибденового комбината. Предприятие не работает более 20-ти лет и в озере даже завелась рыба, которую ловят местные жители, но купаться в нем по-прежнему нельзя, к слову, как и покупать там рыбу!


После озера нас доставили к поляне Азау, откуда у многих начинается восхождение к вершине горного гиганта. Первая очередь канатной дороги тянется от поляны Азау (2350 м) до поляны Кругозор (3000 м). Здесь действуют старая маятниковая дорога «Эльбрус 1» и новая гондольная дорога «Poma 1», открытая в 2006 году. В первом случае вы будете подниматься на огромном аутентичном вагончике родом из СССР, и отправиться он через определенное время, но период ожидания небольшой – около 15 минут. Вместимость – несколько десятков человек. Во втором случае вас ожидают гондолы, вместимостью до 8 человек. Время в пути немного отличается, но на старой дороге Вы платите заметно меньше. Еще один бонус, скорее всего, вас будет сопровождать коренной житель Кабардино-Балкарии, которому можно будет задавать вопросы. Наш «гид» показал нам горных козлов или туров, которые большой компанией прогуливались по склону горы, прямо под нашим вагончиком. К слову, выше отметки 2000 м начинаются низкотравные альпийские луга с обилием колокольчиков, злаковых и зонтичных растений, а на высоте 2800–3200 м начинается холодная или нивальная зона. Здесь голые скалы, снег и ледники. Иногда можно встретить подорожник, лютик и первоцвет. Виды здесь впечатляющие. Как говорил известный альпинист и покоритель Эльбруса Анатолий Букреев: «Пораженный величием гор, невольно ощущаешь себя крошечной песчинкой в этом хрустально чистом мире. В такие минуты я особенно остро ощущаю, что только здесь по-настоящему живу».


Вторая очередь канатной дороги идет от станции «Старый Кругозор» (3000 м) до станции «Мир» (3500 м). Здесь так же действуют старая маятниковая дорога «Эльбрус 2» и новая дорога «Poma 2» гондольного типа. На территории станции «Мир» есть уютное кафе и Музей боевой славы защитников Эльбруса и кавказских перевалов в годы Великой Отечественной войны, в данный момент музей находится на реставрации. На этом этапе мы воспользовались акустикой канатной станции и исполнили пару хитов из прошлого, которые нам навеяло аутентичными вагончиками и атмосферой.


«Честно говоря, я не помню, чтобы я испытывал страх в горах, – говорил Николай Букереев, – наоборот, я чувствую себя как птица, которая перед полетом расправляет крылья. Я всей душой ощущаю свободу, которую дарит людям высота. Но стоит мне спуститься вниз, к жизни на равнине, как тяжесть окружающего мира вновь опускается мне на плечи». Нам не хотелось спускаться, хотелось подниматься все выше и выше, поэтому мы отправились и на 3-ю очередь канатной дороги. На ней действует все тот же новый гондольный подъемник и канатно-кресельная дорога «Эльбрус», решится на которую сможет не каждый. На сегодняшний день данная канатная дорога является самой высокогорной в Европе, высшая точка подъема – станция «Гарабаши» и составляет 3847 метров. Однокресельный подъёмник хотя и старый, но работает стабильно, допускаем, что возрастные посетители Эльбруса навряд ли захотят ехать на открытом индивидуальном подъемнике. Для нас решающим фактором стала стоимость – всего лишь 200 рублей (туда-обратно). Обратите внимание, что в вашем рюкзаке обязательно должны быть солнцезащитные очки, средство от загара и шапка. Без теплой одежды здесь действительно можно замерзнуть, даже в теплое время года. На высочайшей отметке подъемника мы соскочили с кресел и сразу же побежали еще выше. Из-за резкого рывка закружилась голова, у всех без исключения. Этим мы поделились друг с другом уже находясь внизу. Как писал знаменитый дагестанский поэт Расул Гамзатов:
Не бойтесь здесь лишиться зренья
От красоты,
Не бойтесь головокруженья
От высоты!


Подъём и спуск с помощью канатной дороги заняли почти 3 часа. Это с учетом наших фотосессий, поиска сувениров и прогулок по хребту Эльбруса. В целом, во время нашего путешествия по Кабардино-Балкарии мы за один день увидели больше, чем некоторые близко живущие к этому субъекту жители РФ за долгие годы. Перед поездкой советуем мониторить социальные сети, искать проверенные телефоны турфирм, сравнивать цены у нескольких водителей и просить, как можно больше «заездов».


Помимо минеральных источников, горных рек и невероятной красоты водопадов, нам посчастливилось увидеть поляну у подножия горы Чегет и ущелье Адыр-Су. Мы поднялись по огромной железной лестнице и «прогулялись» до границы России и Грузии, прошли паспортный контроль и спустя несколько километров оздоровительной прогулки оставили «след из камней» на очень живописном месте. Даже язык не поворачивается назвать все эти локации достопримечательностями. Весь Кавказ и есть – одна большая достопримечательность.


Автомобиль с водителем с 6 утра до 7 вечера обошелся нам в 11.000 рублей на пятерых, стоит заметить, что это не в сезон, а в сентябре-октябре. Такая поездка – это пробный шаг. Измерить свои силы, понять, хотите ли вы подняться еще выше, готовы ли вы пройти ведь этот путь по другим живописным склонам, не используя подъемники и технику для «заброски».


Справка:
Первое успешное восхождение на одну из вершин Эльбруса было совершено в рамках научной экспедиции под общим руководством генерала Георгия Арсеньевича Эммануэля, в которой принимали участие выдающиеся учёные XIX века профессор Адольф Купфер, физик Эмилий Ленц, зоолог Эдуард Минетрие, ботаник Карл Мейер, художник-архитектор Иосиф (Джузеппе-Марко) Бернардацци (сделавший первое изображение Эльбруса), венгерский путешественник Янош Бессе. Восхождение осуществлялось с северной стороны Эльбруса. В полдень 22 июля 1829 года на Восточную вершину поднялся один из проводников экспедиции К. Хаширов (Хачиров), который принёс с неё чёрный с зеленоватыми прожилками кусок базальта. Остальные участники экспедиции смогли достичь лишь высоты примерно 5300 метров. Первое восхождение на Эльбрус приветствовали тремя ружейными залпами.

Фото: otvprim.ru