Искусство праздника: как зарабатывают на человеческой радости

Свадебный сезон в России – довольно короткий промежуток времени. Весь бизнес, связанный с организацией и проведением подобных мероприятий, активно процветает поздней весной, летом и в первый месяц осени. Но чем заниматься ведущему, когда все новогодние корпоративы уже отвел, ближайшая свадьба только через пару месяцев, а деньги нужны, как и раньше? Секретами профессии с корреспондентом otvprim.ru поделился Кирилл Церковников – профессиональный тамада из Владивостока.

Чему учит профессия ведущего?

В первую очередь, моментально реагировать. На реплики из зала или фразы гостей – всегда отвечать остроумно и быстро. И никогда не бояться публики, даже если ты облажался. Струхнул на сцене – потерял харизму. Потерял харизму – значит непрофессионал. В таком случае есть риск, что сарафанное радио быстро разнесет молву о тебе. Сам понимаешь, не самую благородную. Этому ремеслу надо учиться даже тем, у кого уже есть склонность к юмору. Наверное, поэтому КВНщики – самая приспособленная каста к этой отрасли развлечений. Они годами тренируются на фестивалях и играх. Я вот избежал такого счастья и учился уже на сцене, попутно набивая шишки.

У импровизации есть какие-то правила?

Наверное, только морально-этические. Любое мероприятие отличается друг от друга контингентом гостей. Нужно заранее понимать, могут ли тебе дать в лоб за твою шутку или нет. А с другой стороны, импровизация не должна быть тухлой и клишированной – иначе люди потеряют интерес к мероприятию и просто напьются за столом. Для тренировки навыка я много читаю и смотрю юмористические передачи. Но есть и еще один интересный тренажер: берешь гитару, придумываешь тему повествования и начинаешь сочинять на ходу, стараясь подбирать правильные рифмы в песне, выстраивать какую-то сюжетную линию и одновременно не сбиваться. Такие фристайлы мне очень помогают, всем советую.

Твое первое выступление. Помнишь его?

Как будто это было вчера. Вышел на сцену, допустил много ошибок, расстроился сам и дал заскучать публике. Колени трясутся, голос дрожит, не знаешь, куда деть руки. Ощущаешь себя котенком, которого выбросили на середину речки и крикнули «Плыви!». Пришлось плыть, а что еще оставалось делать. Это было мое первое и, надеюсь, единственное такое казусное выступление.

У тебя много конкурентов в этом бизнесе?

Вагон и маленькая тележка. Некоторых знаю лично, иногда делимся опытом и связями. Я бы все-таки называл их коллегами, «кнопки» друг другу под стул мы не подкладываем. Возможно, это из-за того, что спрос на ведущих не падает в принципе уже много лет. Многим достаются приличные гонорары с каждого мероприятия, поэтому серьезной борьбы между нами, как правило, нет.

Вопрос как раз о вознаграждении – сколько ты берешь за один вечер?

Не могу сказать точно. Размер гонорара зависит от многих нюансов, которые обговариваются с заказчиком. Но обычно суммы, которую я получаю за 2 своих рабочих дня – пятницу и субботу, мне хватает на 3-4 недели. Не стоит обольщаться и сразу бежать заделываться тамадой. Во-первых, живу я довольно аскетично, а во-вторых – никто не отменял сезонность моего ремесла. Например, в июне-августе у меня работой забито все 4 уик-енда в месяц, а вот в феврале или марте – может быть по одному. Приходится подстраиваться под такой ритм и к холодам откладывать тысяч 70-80.

Как проводишь время в такие моменты? Нет панического ощущения: «А вдруг больше не позовут?»

Зиму я воспринимаю как некий отпуск, во время которого можно подтянуть какие-то навыки – например, пройти курс ораторского искусства. Или подумать над изменением концепции сценария. Или начать собирать заказы на ближайшие полгода. Нет такого, что я 2 месяца просто сижу на диване и расслабляюсь. Но если в целом – меня вдохновляет ремесло, которым занимаюсь. И если вдруг оно превратиться в рутину – буду искать другие векторы развития. Не люблю застой – ни в обществе, ни в самом себе, ни в работе.

Максим Низкодубов