Тема недели: свободный порт

Владивосток, 17 июля — ОТВ. Тема недели: свободный порт.

Анжелика Петрук, руководитель отдела исследований Приморского государственного музея имени Арсеньева:

– Здесь Владивостокский порт конца XIX века. Понятно, что порт активно работает.

Историк Анжелика Петрук показывает фотографию конца  XIX
века, когда территорию Приморья только присоединили к Российской
империи. И тогда задача была одна: накормить переселенцев. Для этого
 Владивостоку, впрочем, как и всем дальневосточным портам, присвоили
статус порто-франко. Товары, даже самые экзотические, хлынули в город.
Не облагались пошлиной фрукты, овощи, экипажи, велосипеды – все то, что не производили еще в регионе.

Но
однозначно было записано, что чай, например, как стратегический товар,  облагается пошлинами. Хлебные вина и водки  вообще запрещали к
продаже, это была чистой воды контрабанда. Были определенные
ограничения.

Затем
против статуса вольной гавани вышло само промышленное сообщество.
Предприниматели, которые только начинали поднимать свое дело, поняли,
что беспошлинные товары сильно тормозят развитие местного производства.

– Население
было ориентировано их покупать, местные были избалованы дешевым
товаром, это была серьезная конкуренция для местного производителя. И
это не входило в политику государства.

Порт
временно открывали в годы русско-японской войны. Затем почти вековой
перерыв. И вот на этой неделе морские ворота Владивостока вновь
свободны. Но сегодня этот статус несет совершенно другие задачи.

Дмитрий Алексеев – один
из тех бизнесменов, кто участвовал в создании законопроекта «Свободный
порт Владивосток». Предприниматели края не раз вносили поправки в
документ и сегодня в целом довольны итоговым результатом. Но
воспринимать закон нужно адекватно, без иллюзий, говорит бизнесмен.

Дмитрий Алексеев, президент компании DNS:

– Не
нужно это воспринимать как конструкцию порто-франко. Это не
подразумевает беспошлинного ввоза. То есть все думают, что все машины
пойдут без НДС, без пошлин, то этого в законе нет. Выпуск в свободное
обращение без пошлины не будет.Этот закон
пишется для нового производства. Например, все холодильники сейчас
собираются у нас в России, даже известных марок, все собираются у нас. И
было бы неплохо, если бы они собирались на Дальнем Востоке, потому что
комплектующие рядом.

Свободный
порт создают как, уверяют специалисты, именно для развития
предпринимательства на местах. Политолог Юрий Коломейцев сложный
экономический проект объясняет, что называется, на пальцах.

Юрий Коломейцев, политолог:

– Фишка
тут заключается, чтоб развить вот эту территорию Приморья, и по
заниженным налоговым ставкам заставить развиваться бизнес, чтобы ввозили
сюда свои товары, потому что здесь есть инфраструктура.

По
его словам, Приморский край должен стать и проводником, перевалочной
базой при доставке грузов из азиатских стран. Плюс в этом для приморцев – в первую очередь развитие инфраструктуры на всей территории края.

В
 Свободный порт вошли пятнадцать районов Приморья. Для резидентов
полагаются все преференции, которые есть в свободных экономических
зонах: получение визы на восемь дней, беспошлинный ввоз, хранение, вывоз
иностранных товаров, а пункты пропуска будут работать в круглосуточном
режиме. К тому же снижены налоговые ставки для инвесторов и местных
бизнесменов. Проще говоря, открывать здесь производство будет выгодно.

Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края:

– Предприниматели
могут беспошлинно ввозить комплектующие на территорию свободного порта
Владивосток, производить продукцию и вывозить ее также беспошлинно. Это
значительно удешевляет продукцию.

Беспошлинный
товар не пойдет на прилавки Владивостока. Груз предназначен именно для
переработки и производства в Приморье. И льготный налоговый режим должен
привлечь в первую очередь иностранные инвестиции.

Ли Сок Пэ, Генеральный консул Республики Корея в г.Владивостоке:

– Я
абсолютно уверен, что этот проект сможет внести большой вклад для
расширения сотрудничества между Дальним Востоком России и Южной Кореей.
Южнокорейские предприятия заинтересованы в сельском хозяйстве.

Ольга Ворожбит, доктор экономических наук, профессор:

– Ослабление
курса нашей национальной валюты  дает возможности для  бизнеса. Мы
говорим о ввозе извне, по курсам иностранных валют. У нас здесь есть
определенная сырьевая база, и на этой базе производства и это может быть
на порядок конкурентоспособным чем то, что ввозится.

Тем
не менее, закон предусматривает, что стать резидентом может не только
крупный инвестор. Льготные бизнес-условия рассчитаны и на начинающих
предпринимателей.

Ольга Скрипникова, корреспондент:

–  Инвесторам
закон подробно представят на Восточном экономическом форуме. Сейчас
специалисты работают над  подготовкой всех документов, чтобы 12 октября
этого года Владивосток снова стал свободным портом, как был полтора века
назад.

«Панорама»

Категории: