Тема недели: не игрушки

Владивосток, 7 августа – ОТВ. Макар в свои восемь лет уверенно обращается с
планшетом. Многие взрослые у него могут только поучиться. Чуть ли не с
рождения ребенок осваивает компьютерный мир.

Макар Лепилов, восемь лет:

– Я играю в «Человека паука»-2, «Тетрис», «Абвгдейку», «Энгри бердс»…

Сидеть
с гаджетом Макар готов часами. Да и для мамы этот планшет как
палочка-выручалочка. Может спокойно оставить ребенка на час или два и
заняться своими делами.

Елена Лепилова, мама Макара:

– Честно скажу, играет  каждый день, по два часа стабильно, но я не считаю, что это много. Это нормально.

Вот только когда время заканчивается, попытка забрать планшет приводит к истерике.

– Достаточно. Надо таблицу умножения учить.

–- Ну, мама, пожалуйста…

Добавилось работы и у офтальмологов. По их подсчетам, за последние годы каждый второй выпускник школы имеет плохое зрение.

Лилия Воронина, офтальмолог:

– Помимо
того что нагружают в школе, потом он переключается в игры за
компьютером. Дети у нас практически не гуляют ни во дворах, ни на
улицах. Они все сидят дома и общаются только через компьютеры,
смартфоны. Отсюда идут не только проблемы со зрением, но и сбои в
 работе всех органов.

Есть и еще одна
плата за виртуальную жизнь. Постепенно реальный мир начнет раздражать
подростка. Истории, когда родители, подруги и игры во дворе ребенку не
нужны, как уверяет психолог Кира Баженова, уже давно реальность даже в
небольших городах и совершенно благополучных семьях. Все чаще без помощи
психиатра родителям не обойтись.

Кира Баженова, психолог:

– Это
пустота. Ребенок не знает, чем себя занять, пока мама занята грудным
младенцем, мама очаровывает нового супруга, папа занят бабушкой, которая
приехала на три дня. Это все естественные вещи нашей жизни, но ребенок
выпадает из поля  зрения и начинает страдать от пустоты. Это первые
попытки уйти в виртуальность, которая всегда под рукой.

А
это семья Сухоруковых. На все лето они переезжают на дачу, чтобы быть
как можно ближе к природе. Гаджеты и даже телевизор в их семье не в
ходу. Только телефон у взрослых, и то строго по назначению.

– Пойдемте кормить курочек.

Дети следят за хозяйством, работают на огороде. В свободное время настольные игры или лепка из пластилина.

Владимир Сухоруков, восемь  лет:

–  У меня его нет. Я и не хочу.

–  Но другие же играют дети? Тебе неинтересно, что там?

–  Нет, неинтересно. Я больше увлекаюсь настольными играми.

Все
эти увлечения гаджетами только от безделья, уверена многодетная мать. И
 она категорически против компьютерных игр, даже на два часа в день.

Татьяна Сухорукова, многодетная мать:

– Володя
в школе видит планшеты у детей, разрешается на переменах играть. Ни
разу не попросил, приходит домой с сожалением, что очень тяжело
знакомиться с мальчиками, потому что все сидят и играют. Все в
телефонах, поэтому приходится знакомиться только с девочками, у них
планшетов меньше.

Компьютерные
технологии стали большой частью современной жизни. И взрослых, и детей.
И уже давно знакомство с машинами не ограничивается уроками
информатики. Дети готовят презентации, используют компьютеры на уроках и
даже сами создают роботов. Это все  обязательная часть обычной школьной
программы.

Частный детский сад во Владивостоке.
Самому младшему воспитаннику полтора года, и он уже знает, что такое
гаджет. Воспитатели считают, что дошколята быстрее схватывают и
соображают, если это не учебник, а видеурок.

Денис Сабуров, руководитель частного детского сада г. Владивосток:

– Red, blаck –
и показывает черное либо красное. Дети вот так сидят, смотрят. Все это
красочно. У них совмещается процесс развлечения и обучения.

Специалисты
советуют найти золотую середину. Время использования гаджета должно
быть дозированным. Школьникам можно всего тридцать минут, малышам и того
 меньше – не больше десяти.

Если ребенок не может оторваться от игры, то находите способы, как переключить его внимание.

Дарья Кудрявцева, педагог-психолог частного детского сада:

– Ему
там нравится. Он всем там руководит, а когда его отрывают в эту
реальность, ребенок понимает, что есть папа, мама, и он руководить ими
не может.

Все эксперты сходятся в одном: вовсе запрещать компьютер нельзя, но еще большая опасность – разрешать играть в качестве поощрения. Психологи предлагают другие приемы в такой борьбе.

Кира Баженова, психолог:

– Пришли с работы –
пять-семь минут уделили ребенку:«Я хочу рассказать, как я провела день.
Какие у тебя новости, давай посмотрим, что ты нарисовал». Даже этого
времени достаточно, чтобы потом идти и заниматься своими делами, и
ребенок будет чувствовать к себе внимание и интерес.

Гаджет
для детей стал другом, который все время под рукой и никогда не
откажет. Сделает непобедимым героем, найдет друзей и поможет создать
свой иной мир. Но все это иллюзии.
Вернуть ребенка в реальность
можно, если сделать его жизнь интереснее. Например, предложить прогулку
на велосипеде или посадить вместе цветы. Психологи уверяют, что  в
борьбе с машинами победить можно только с помощью искренних человеческих
чувств.

«Панорама»