УФМС информирует

В современном обществе
фиктивная миграция юридических лиц является существенной проблемой, стоящей в
одном ряду с незаконным возмещением НДС и уклонением от уплаты налогов.
Следствием фиктивной миграции является рост налоговой задолженности,
непоступление средств в бюджеты всех уровней. Кроме того, мигранты, не
уплачивающие налоги, создают условия недобросовестной конкуренции и
значительные проблемы как для своих работников, так и для деловых партнеров.

Миграция
налогоплательщиков является одним из самых распространенных способов уклонения
от налогообложения. В соответствии с нормами действующего законодательства,
организации регистрируются в налоговой инспекции по месту нахождения
исполнительного органа. Причин для перехода в другой налоговый орган фирмы может
быть множество, но, как правило, ими являются попытки избежать камеральной
проверки при возмещении НДС, выездной налоговой проверки, затягивание сроков
для невозможности взыскания недоимки, сокрытие деятельности по участию в схемах
уклонения от налогов или по обналичиванию денежных средств.

Для организации схем
уклонения от налогообложения используется миграция налогоплательщиков в форме
слияний и поглощений, а также в форме смены юридического адреса. При смене
адреса организация может поменять налоговую инспекцию. На сегодняшний день в
рамках действующего законодательства попытки предотвращения фиктивной миграции
не всегда имеют высокую эффективность.

Для предотвращения такой
миграции и противодействия ей, регистрирующими (налоговыми) органами принимаются
решения об отказе в государственной регистрации. Основные причины для отказа –
это выявление адресов «массовой» регистрации, проверка соответствия указанного
в заявлении адреса фактическому, проверка паспортных данных учредителей
(утраченные паспорта, с истекшим сроком). Также решения об отказе в
государственной регистрации выносятся на основании заявлений граждан о
непричастности к регистрируемым юридическим лицам после получения ими от
налогового органа расписок о представлении документов на регистрацию.

Инспекция, в которую
мигрирует налогоплательщик, проводит обследование нового адреса его места
нахождения. Если в результате обследования нового адреса места нахождения
налогоплательщика установлено наличие документированной информации (заявление
собственника помещения, поступившие из правоохранительных органов сведения и
др.) о незаконном использовании юридическим лицом адреса, указанного в
документах при государственной регистрации в качестве места нахождения
организации, либо представление в регистрирующий (налоговый) орган заведомо
ложных сведений (адрес не существует), регистрирующий орган на основании п.п.
«а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей» должен принять решение об отказе в
государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы
юридического лица, в связи с непредставлением необходимого для государственной
регистрации документа – «заявления».

Следует отметить, что физическое
лицо, предоставившее свой адрес для регистрации на него юридических лиц за
вознаграждение, несет существенные риски привлечения к уголовной
ответственности.

Различные организации
могут осуществлять незаконную деятельность, в том числе содержащую в себе
состав преступлений, используя с этой целью юридический адрес, по которому
фактически не находятся.

При предоставлении
собственником помещения юридического адреса такой организации за вознаграждение
он несет риск привлечения к уголовной ответственности в качестве пособника
преступления (ст. 33, 34 Уголовного кодекса РФ).

Собственник при
предоставлении юридического адреса неограниченному числу организаций фактически лишен возможности
контроля за своей недвижимостью.

В связи с этим в целях
исключения риска привлечения собственника помещения к ответственности за
незаконные действия, совершенные теми организациями, которым предоставлен
юридический адрес, Управление ФНС России по Приморскому краю настоятельно
рекомендует не заключать подобные сделки, так как ответственность за незаконные
действия несоизмеримо велика по сравнению с полученным вознаграждением.

Значительным событием в
борьбе с фиктивной миграцией стало принятие 30.03.2015 Федерального закона №
67-ФЗ, в соответствии с которым
ужесточается контроль и ответственность за предоставление недостоверных
сведений при регистрации юридических лиц.

Так, в случае
возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений регистрирующий
орган будет проводить осмотр объектов недвижимости с привлечением экспертов.
Регистрирующий орган будет вправе приостановить государственную регистрацию до
окончания проведения проверки, но не более чем на 1 месяц.

Федеральный закон
устанавливает уголовную ответственность за представление в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, данных, повлекших внесение в указанный реестр сведений о
подставных лицах.

Также Федеральный закон
устанавливает административную ответственность за повторное представление в
орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей, недостоверных сведений.

В связи с принятием
данного закона, основные положения которого вступают в силу с 01.01.2016, будут
созданы существенные препятствия для фиктивной миграции юридических лиц.

Для добросовестных
налогоплательщиков вносимые изменения не повлекут каких-либо негативных
последствий, в связи с этим, чтобы избежать ненужных проблем при смене адреса
места нахождения, им необходимо лишь убедиться в отсутствии налоговой
задолженности, а также завершить все судебные споры с налоговым органом.

Источник: пресс-служба УФНС России по Приморскому краю