«Города края»: Арсеньев

Арсеньев и авиастроение неразделимы. И если бы не военная угроза, то город мог бы остаться глухой деревней в тайге. Переломным годом для поселка Семеновка стал 1938 год. Об истории и вертолетах — Наталья Смолянинова.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— О том, что Арсеньев равняется авиастроению, говорят даже улицы. Например, это улица Новикова. Её назвали в честь Николая Новикова, который руководил производством с 1938 по 1959 год. В целом в Арсеньеве пять улиц носят имена тех, кто строил самолеты, вертолёты и ракеты.

Любовь арсеньевцев к авиастроению сложно переоценить. Каждый девятый житель Арсеньева работает в этой отрасли. В городе два памятника вертолету и один самолету. И даже на гербе города — производственная шестерёнка.

Татьяна Болотникова, историк:

— Если бы в этом глухом селе Семеновка, которым был наш город, в свое время не был построен этот завод, то, возможно, село осталось бы селом. Посмотрите хотя бы на близлежащие сёла, та же самая Таёжка. Оно осталось селом, а наш город стал городом, именно благодаря строительству завода.

Причиной строительства авиазавода стала  военная угроза. К началу 30-х годов 20 века Япония уже воспринималась, как потенциальный враг, для защиты от которого создают особую дальневосточную армию. И по инициативе её командующего Василия Блюхера в 1937 году начинают строить в Семеновке авиазавод.

Наталья Смолянинова, корреспондент:

— По комсомольским путевкам строить предприятие и работать на нем ехали десятки тысяч людей со всего  Советского Союза. И так село сначала стало рабочим посёлком, а потом и городом.

Настоящим боевым крещением для предприятия стала Вторая мировая война. В 1941 году работники завода самостоятельно освоили технологию поточной крупносерийной сборки учебного самолёта УТ-2, на котором готовили будущих лётчиков. Разработка заводчан оказалась такой успешной, что им удавалось выпускать до четырех самолётов в день.

Но и в мирное время главная специализация Арсеньева — производство военных авиамашин. А вернее, вертолетов. Легендарный МИ-24. Сейчас в центре города ему стоит памятник. А когда-то право его делать город отвоевал. Сначала после долгих согласований директор предприятия Николай Созыкин в 1968 году   выбил разрешение на выпуск пробной партии, а потом завод рекордными темпами 20 лет поставлял по 15 вертолетов в месяц. 

Сейчас завод «Прогресс», а значит и город, снова переживают новый производственный бум. Здесь собирают лучший военный вертолёт в стране — Ка-52, известный, как «Аллигатор».

Дмитрий Бездетко, заместитель директора по производству авиакомпании «Прогресс»:

— Боевой вертолет Ка-52 — готовый продукт, выпускаемый «Прогрессом». Это итог работы всей нашей компании. В данный момент машина готовится к последнему полету для передачи в воинские части.

Предприятие готовится к запуску в производство новых машин, строить их, возможно, будут эти школьники. Сейчас старшеклассники Арсеньева проходят на заводе, чтобы потом здесь работать.

Денис Громыко, ученик производственного класса авиакомпании «Прогресс»:

— На станке учишься новому. В жизни понадобится. Очень много родственников, которые работали на заводе. Я думаю, все бы хотели.

Хотя, если честно, любовь к авиастроению у арсеньевцев появляется еще в раннем возрасте. Неудивительно, что клуб авиамоделистов — самая популярная здесь секция, где ребята с шести лет сами строят, хотя и игрушечные, но все-таки самолёты.

«Панорама»

Категории: