«Геннадий Невельской»: адмирал, пароход и плавучий университет

Новейшее судно-снабженец арктического класса «Геннадий Невельской» пришвартовался во Владивостоке, чтобы официально поднять государственный флаг России и продолжить путь на место постоянной работы – на газонефтяных проектах Сахалинского шельфа. Такие суда из новостроя во Владивосток приходят не каждый день, поэтому в этом выпуске программы «Морское собрание» — подробный рассказ об арктическом снабженце.

Но сначала — об особых отношениях судоходной компании «Совкомфлот», которая и является судовладельцем и заказчиком этого судна.  Проект Плавучий университет — это часть научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры МГУ им. адм. Г.И. Невельского. Университет сотрудничает с Дальневосточным отделением Российской академии наук, компанией Совкомфлот и другими отечественными и зарубежными научными учреждениями и университетами. Основная идея проекта – выполнение различных исследований в лабораториях, размещаемых на борту. Площадкой для такой лаборатории стал «Геннадий Невельской». 

Судно только в начале марта в Хельсинки нарекли именем великого адмирала. А уже в апреле снабженец прибыл во Владивосток, где состоялось подписание Соглашения о создании инновационной плавучей лаборатории на борту судна «Геннадий Невельской». 

Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора, член правления ПАО «Совкомфлот»:

— На сегодняшний день существует большой разрыв между теорией и практикой. Между реальной образовательной программой курсантов и тем, что происходит на самом деле на флоте, поэтому ликвидировать этот разрыв, этот пробел и предназначено это судно. Курсанты у нас приходили на подобные суда, были они на Алексее Чирикове. И для них конечно было огромным сюрпризом, неожиданностью оборудование, которое здесь установлено. Оно привело их просто в восторг.
— На борту «Геннадия Невельского» новейшее навигационное оборудование, пропульсивные электрические установки, система динамического позиционирования, оборудование для ликвидации разливов нефти, оборудование для управления подводными роботами. И всё высокотехнологичное насыщение и делает это судно плавучей лабораторией. 

Евгений Амбросов рассказывает, что «Геннадий Невельской» не единственный в планах компании «Совкомфлот» на продолжение проекта «Плавучий университет». В Хельсинки на верфи Arctech Helsinki Shipyard строятся еще три похожих судна-снабженца арктического класса. Помимо проведения самых различных работ, связанных со снабжением платформ проекта «Сахалин-2», на их борту так же планируется создание плавучих лабораторий. И эти суда тоже получат имена людей, в честь которых названы ведущие учебные заведения водного транспорта нашей страны – это Степан Макаров, Федор Ушаков и Михаил Лазарев.

Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора, член правления ПАО «Совкомфлот»:
— Мы ликвидируем этот разрыв между теорией и практикой. И когда курсантов принимаем на работу, они будут уже подготовленными, знающими офицерами.
— То есть вы готовите себе кадры?
— Безусловно! В каждом морском университете России, т.е. Невельского, Макарова, в Санкт-Петербурге и в Ушаковке у нас есть свои группы целевого..целевой подготовки, состоящие из наилучших курсантов, которые там обучаются.

Одним из подобных лучших курсантов стал Емельянов Валентин. Парень говорит, устроиться помогла счастливая случайность, а после расспросов признается, что этой случайностью оказались высокий уровень знания английского языка, отличные оценки и дипломная работа на тему «динамическое позиционирование судов». После того, как он пришел в компанию, заполнил анкету его отправили на судно обеспечения «Алексей Чириков». А после практики и защиты диплома ему предложили отправиться на приемку нового судна с самыми современными морскими технологиями.

Валентин Емельянов, третий помощник капитана:
— Я приехал в Хельсинки в Финляндию для приемки судна на верфь Арктек. Там мы находились месяц, принимали судно. Так же присутствовал  на церемонии имянаречения судна. И по истечении месяца приняли судно 2 марта и 5 марта уже вышли в море.

Александр Кукель-Краевский, праправнук Г.И.Невельского:
— Сегодня это как  новый виток, возрождение. Т.е. на тех же верфях, где он закладывал «Байкал» — транспортное судно, на котором кругосветку совершил и собственно говоря амурскую экспедицию всю прошел. Опять он возродился, как ледокольное судно  высочайшего класса. И обратно к истокам, на Дальний Восток, где он был, где он работал.  И опять его на несколько десятков лет, поработать на Благо России, это очень символично.

В этой давней истории удивительным образом перекрещиваются сюжеты-совпадения. То транспортное судно «Байкал», на котором в 19-м веке адмирал Невельской совершал свои географические открытия и присоединял дальневосточные земли к Российской империи, было тоже построено на финских верфях. И тут немаловажно добавить, что компания Арктех, где построен этот Геннадий Невельской и заложены уже новые суда этой серии, лишь географически считается финской, с точки зрения капиталовложений и управления компанией она фактически российская. 100 процентов акций верфи принадлежат Объединенной судостроительной корпорации.

Большаков Максим Николаевич, капитан: 
— Я еще раз подчеркну, это современнейшее уникальное судно,  поэтому в управлении оно прекрасно. Это судно имеет статус Диминейт позишн 2. Это по уровню класс автоматики. Тут для держания позиции не нужен человек.
Основная миссия этого судна – обслуживание трех буровых вышек Сахалинской энергии: ЛУН-а, Малипак и ПАБ. Судно имеет класс ледокола, по российскому это О-6 и Айс-15 по классификации ДНВ. Способно без поддержки любого ледокола, практически в любых сахалинских условиях обеспечивать бесперебойную работу данных трех вышек. Это не чистый ледокол. Ледокол обеспечивает работу другим судам. Это же судно само ледокол и обеспечивает работу себе. Поэтому это универсальное судно, имеет очень много функций. Не только, как снабженец, но и много чего. Поэтому, я бы сказал, что в своем плане оно уникально.

Заход нового судна-снабженца арктического класса во Владивосток имел не только символическое значение. Во-первых, экипаж полностью укомплектован моряками из Приморья – Владивостока и Находки. Во-вторых, здесь, как судно, только прибывшее со строительства на заграничной верфи, Геннадий Невельской прошел таможенные процедуры, после которых подъем государственного флага Российской Федерации над мостиком получил особое юридическое значение.

Заход в порт Владивосток у Геннадия Невельского продлился недолго: день на растаможку, день на торжественную церемонию первого официального поднятия государственного флага. И уже на следующее утро Геннадий Невельской снялся на Сахалин, эксплуатация таких судов стоит немало, а фрахтователь – компания «Сахалинморнефтегаз энерджи» — рассчитывает, что Геннадий Невельской будет работать на островных нефтегазовых провинциях шельфа в Охотском море не менее 20 лет.
Поэтому новому судну с символическим именем Геннадия Невельского на борту и всем зрителям программы «Морское собрание» традиционно желаем семи футов под килем.

Категории: