В тюрьмах Приморья применяют высокотехнологичные методы против побегов

«Напильник в хлебе» — в прошлом. Заключенные придумывают все более изощренные способы для передачи. Но и охрана на месте не стоит — камеры контролируют каждый сантиметр колонии, а умная система контролирует  каждого заключенного по отпечаткам пальцев. Дарья Орлова побывала в учреждении и расскажет, чего достигла служба безопасности ГУФСИН за 25 лет.

Десятки камер видеонаблюдения. Сотни сотрудников с собаками. И трехметровый забор с колючкой по периметру. Убежать отсюда практически невозможно.

Что такое побег, сотрудники отдела безопасности знают лишь по учениям. Последнюю попытку, которая увенчалась успехом, не застали даже те, кто давно работает в системе наказания. И, тем не менее, буквально каждый шаг осужденных на контроле. Идут на работу – отмечаются, возвращаются в жилую зону – тоже. Передвижения по территории фиксирует умная система биосмарт по отпечаткам пальцев.

Кроме устройств идентификации личности биосмарт, по всей территории учреждений поставили камеры видеонаблюдения. «Большой брат» следит за осужденными 24 часа в сутки — в жилых комнатах, на работе, на прогулке. Везде.

Дарья Орлова, корреспондент:

— А это самый главный наблюдательный пункт в учреждении – пост оператора видеонаблюдения. На территории учреждения работает около 170 камер и все выводятся на эти экраны. В задачу оператора входит следить за тем, чтобы осужденные не нарушали режим и, если таковое фиксируется, то оператор по громкой связи передает осужденному предупреждение. Если предупреждение не работает, то приглашает заключенного сюда, чтобы написать объяснительную. Если не срабатывает и это, то направляет на место сотрудников дежурной смены.

Гражданская одежда, курение в неположенных местах, конфликты — все это нарушение режима. Каждое карается. Хулигану грозит от устного выговора, это само мягкое, что может быть, до лишения свиданий и ужесточения содержания. Злостных нарушителей отправляют в камеру.

Проверяют территорию учреждений в штатном режиме и без воя сирен. Сотрудники ищут запрещенные предметы. Дважды в неделю чердаки, повалы и прочие потайные уголки прочесывает обысково-маневренная группа.

В основном передают еду, лекарства, канцелярию и одежду. А с ними в придачу телефоны, sms-карты и наркотики – это самое популярное из «запрещёнки». Истории про «напильники в хлебе» давно в прошлом. Смекалка современных заключенных поражает даже опытных сотрудников. Бывали в практике мобильники в заводских консервных банках, белый порошок в трубке от ватных палочек.

Дотошно досматривают и тех, кто заходит. Разницы между гостями учреждений и людьми в погонах нет. На пункте досмотра заставляют, в прямом смысле, вывернуть все карманы.

Дарья Орлова, корреспондент:

— Прежде, чем попасть на режимную территорию, необходимо пройти пост досмотра. Здесь все сумки проверяют на специальной рентген-установке.

Но наказание никого не пугает. Посетители придумывают всё новые и новые схемы. К их находчивости в колонии уже привыкли. В Приморье только за последний месяц пресекли два случая — во Владивостоке и Спасске, когда женщины пытались пронести запрещенные предметы в колонии в карманах своих маленьких детей. Самые смелые осваивают воздушное пространство. Но и тут – «облом». Квадрокоптер в небе над колонией засекли купольные камеры.

Евгений Стадниченко, старший инспектор отдела безопасности ГУФСИН России по Приморскому краю:

— Благодаря слаженным действиям оператора поста видеоконтроля, с помощью камер эти трое граждан были замечены в районе крыши старого здания заброшенного. И оттуда они управляли этим квадрокоптером. Оператор вызвала сигнал тревоги, прибыли сотрудники охраны и безопасности, задержали и передали в местное УМВД.

В Приморье в местах лишения свободы отбывает срок почти 15 тысяч осужденных. Сотрудников примерно в 16 раз меньше. Но именно от них зависит покой и порядок в колониях. И на воле тоже.

«Панорама»

 

Категории: