Тема недели. Морской заповедник

Огромная территория залива Петра Великого и часть суши в Хасанском районе находятся под охраной государства. В море – подводный мир, поражающий разнообразием, на берегу – краснокнижные растения. 40 лет назад идею ученых сохранить все это для будущих поколений, руководство страны поддержало и закрепило за территорией особой природоохранный режим. Так появился Дальневосточный морской заповедник. До сих пор единственный в стране.

Алексей Грибанов, старший инспектор Дальневосточного морского биосферного заповедника:

— Мы сегодня видим передвижения транспортных средств, последствия того, к чему это приводит, и, естественно, весь водоток, что существует на оголенных сопках, прямым напором спускается вниз. Идет размыв почвенного покрова.

Еще печальнее картина в бухте Спасения. Вместо зеленого склона – воронка. Почва сползла вниз и теперь – дыра, каждый день все больше.

— Если элементарными шагами проверить, то фактически не более 13 метров осталось, чтобы весь грунт уже попадал в высшую охранную зону Дальневосточного морского заповедника.

Откуда оползень, ученым еще предстоит официально подтвердить, но старшему госинспектору Алексею Грибанову причина очевидна, что сверху. Там выросло минипоселение — частная собственность.

— Это означает, что и нам, журналистам, представителям информационной редакции ОТВ, проход-проезд запрещен. Попробуем найти звонок, колокольчик, чтобы пройти и выяснить, как все эти строения возникли.

Ничего не обнаружив, проходим – в надежде получить ответы на вопросы. Пока ищем владельцев, замечаем, что территория активно отстраивается. И, как оказалось, гостям здесь не рады.

Всю историю стройки нам рассказал дружелюбный сосед Виктор Шереметьев. 40 лет назад этот участок земли он получил в собственность за заслуги в деле организации заповедника. Вместе с ним еще 9 человек. Учитывая, что земля находится в природоохранной зоне, для собственников прописали четкие правила, что можно, а что нельзя. Виктор в отличие от соседей, все выполнил, ущерба природе не нанес, только приумножил богатства — разбил у себя ботанический сад.

— Я сумел реализовать идею, кто-то тоже, но другие нет – появились люди, которые завладели участком земли, который принадлежал ветерану заповедника Геннадию Павловичу Мерещенко, переуступил он землю Гончарову, и началась стройка.

С тех пор эта история переросла в глубокий конфликт между новыми собственниками участка земли на охраняемой территории и сотрудниками заповедника. Последние и рады бы снести все постройки, но суд не на их стороне. Остается лишь требовать соблюдения закона.

Придерживаться правил на природоохранной территории заповедник призывает всех. В этом году охрану усилили и на акватории — ввели в действие план взаимодействия с федеральной службой безопасности.

Несколько минут — и сотрудники двух разных структур встречаются в море, чтобы оперативно обговорить все детали возможного проникновения нарушителя на территорию морского заповедника.

Олег Додонов, сотрудник Пограничного управления ФСБ РФ по Приморскому краю:

— От сотрудников заповедника поступает информация о вероятном нарушении природоохранного законодательства. В пределах охраняемого участка они сами работают. Если территория находится рядом, там уже наши компетенции. Поступившая информация обрабатывается. Выделяются силы и средства, либо плавсредства, либо движение по берегу на автомобиле.

Основные нарушители природоохранного законодательства – местные жители. Краб, трепанг и гребешок – самый популярный браконьерский улов. Но таких отважных нарушителей все меньше. На вооружении инспекторов появился быстроходный  «Лазурный» — гроза браконьеров.

На берегу, а точнее в пределах природоохранной зоны, а это 500 метров от кромки воды, передвижение на джипах, квадроциклах и мотоциклах запрещено. Потенциальных нарушителей инспектор останавливает и предупреждает.

Под контролем и самое излюбленное место туристов — бухта Астафьева. Райский уголок. Жечь костры, устанавливать палатки и купаться здесь запрещено. Но месяц назад группа туристов именно этим здесь и занималась.

Все, что могут сотрудники заповедника – информировать туристов о правилах поведения на охраняемой территории и составить протокол по факту нарушения. Кстати, за купание в бухтах Дальневосточного морского заповедника штраф составит 4 тысячи рубелей. Новость про ужесточение мер охраны болезненно восприняли владельцы баз в поселке Витязь.
 

Галина Котельникова, администратор базы отдыха в п. Витязь:

— Как людям это объяснить? Они 10 лет ездят и ходят на Астафьева и бухту Теляковского , везде ходят и купаются. Теперь они приедут, а мы скажем, что нельзя. Это их не обрадует.

Когда все так строго, туристам нужна альтернатива. Ближайшая поселковая бухта Витязь популярностью не пользуется – здесь купаются коровы, дно илистое и много водорослей. Пляжи в соседней Андреевке сплошь в базах отдыха по всей береговой линии. Не такие чистые и комфортные.

Алексей Грибанов, старший инспектор Дальневосточного морского биосферного заповедника:

— Самая главная задача, чтобы люди просто поняли, что пройдет 5 лет и это все превратится в то место, где человек ни себе, ни своему ребенку не сможет показать естественное состояние, услышать природу, плеск волн, красоту моря и свежий воздух, который есть в Хасанском районе.

В мире насчитывается почти 200 тысяч природоохранных территорий. Из них известно 10 крупных заповедников, где под охраной находятся уникальные растения и обитатели морей и океанов. Все территории доступны туристам. Историй с нарушением природоохранного режима не возникает. Как нет посягательств на аренду части заповедной территории. И уже тем более — капитальное строительство. В Дальневосточном морском заповеднике надеются, что и у нас появится такое же отношение к заповедной природе.

«Панорама»

 

 

 

Категории: