Хронограф. Начало железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке

Начало железнодорожного сообщения на Дальнем Востоке.

13 сентября 1897 года в путь отправились 2 поезда. Один из Владивостока в Хабаровск, другой навстречу ему. Железнодорожный участок Владивосток – Хабаровск начал работать еще до окончания строительства Транссибирской магистрали. Мечтали о которой – полстолетия. 
Еще в 1854 году генерал-губернатор Восточной Сибири граф Муравьёв-Амурский писал царю Николаю I о необходимости ж/д сообщения с новой восточной окраиной страны.

На тот момент уже открыли железную дорогу Петербург  – Москва. На строительство потратили 64 миллиона рублей, при ежегодном доходе государства в 200 миллионов. Строительство магистрали до Владивостока обошлось бы в 10-ки раз дороже. И проект отклонили. Потом вопрос железной дороги много раз поднимали. И каждый раз от него отказывались. 

В середине 19 века от Петербурга до Амура на повозке добирались год. Морской путь из Петербурга до Приморья вокруг всей Европы, Африки и Азии занимал полгода. В 80-х годах 19 века открыли морское сообщение Одесса – Владивосток. Дорога сократилась до 2 месяцев.

И, возможно, Приморье так и оставалось бы труднодоступной окраиной, если бы не наши соседи.  Летом 1890 года в Петербург пришли сведения, что китайцы с помощью английских инженеров хотят проложить железную дорогу от Пекина до границы с Россией и Корей.

Население Китая тогда в сотни раз превышало численность русских на Дальнем Востоке. Угроза захвата территории вынудила правительство Империи выделить средства на строительство Транссибирской магистрали. И 31 мая 1891 года по новому стилю, цесаревич Николай во Владивостоке собственноручно заложил самую большую в мире железную дорогу. Интересно, что китайцы в 19 веке свою железнодорожную магистраль так и не построили. 

«Панорама»