Алексей Сухов: «Мы отодвигаем чиновника от гражданина и приближаем власть к человеку»

Интервью с вице-губернатором Приморского края Алексеем Суховым.

— Алексей Николаевич, Вы курируете исполнение в Приморье Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Как Указ реализуется? Все ли, что было запланировано на 2013 год, исполнено?

Владивосток, 25 декабря — ОТВ. — 2013 год стал основополагающим, поскольку мы приступили к реализации всех наказов, упомянутых Президентом в этом Указе.

Основное направление – создание в Приморском крае инфраструктуры по оказанию населению государственных и муниципальных услуг в режиме единого окна. К концу 2015 года 90 процентов населения региона должно иметь возможность воспользоваться такой услугой.

Мы разбили нашу работу на несколько этапов. В 2013 году мы запланировали и откроем 7 многофункциональных центров, рассчитанных на 61 окно. Из них шесть МФЦ – в муниципальных образованиях – и один краевой уполномоченный. Такие требования выдвигает федеральный центр. Наш краевой МФЦ будет находиться во Владивостоке.

Практически все многофункциональные центры мы запланировали открыть в конце года. На прошлой неделе уже открыли первый, созданный по новым требованиям, МФЦ в Фокино. Думаю, до конца года откроем все оставшиеся по плану. Они уже в максимальной степени готовности.

— Уже несколько лет действует МФЦ в Уссурийске. Имеет ли он отношение к создаваемой системе?

— Действительно, это первый многофункциональный центр, созданный по инициативе руководства города. Они опережающими темпами создавали центр, даже когда еще не была сформирована четкая законодательная база. Они передовики.

Сегодняшний статус этого МФЦ – муниципальный. Он в таком же статусе и останется, но будет включен в общую систему многофункциональных центров. Мы создаем единую информационную систему, в которой будут действовать все МФЦ и все окна. Эту систему мы уже закупили – это АИС «МФЦ». Будет создана на базе Минэкономразвития РФ.

— Какие планы на 2014 год в рамках этой работы?

— Следующий год будет более напряженным. Мы планируем открыть 15 МФЦ и более 200 окон. Из них более 100 – во Владивостоке. Начинаем с краевого уполномоченного.

— Чем такие многофункциональные центры привлекательны для граждан?

— Фактически в данном месте для людей будут созданы условия предоставления всех услуг, которые сегодня предоставляет власть, — государственных и муниципальных. Приходя в МФЦ, человек имеет доступ ко всем услугам одновременно. Он получает четкую и понятную информацию, какие конкретно документы должен сдать.

Причем, гражданин может получить услугу, даже не находясь по месту прописки. Действует принцип экстерриториальности.

Создаваемая информационная система не будет позволять чиновникам как-то вольно трактовать те или иные требования. Из серии – «Принесите мне справку для того, чтобы подтвердить, что вот эта справка законна».

Есть уже сформированная система регламентов предоставления услуг, в которых очень четко прописано, какие документы гражданин в обязательном порядке должен представить.

Мы посредством создания такой системы, когда именно сотрудники МФЦ принимают документы, и нет непосредственного общения чиновника с заявителем, исключаем возможность вольных трактований. Мы собрали документы, отправили чиновнику – принимай решение. И гражданину станет проще получить тот или иной вид услуг.

— Как в Приморье идет процесс интеграции с Единым порталом госуслуг?

— Указом поставлена задача подключить 70 процентов населения Приморского края к электронным услугам и создать возможность существования Единого портала госуслуг.

Сегодня около 120 госуслуг в Приморье – это услуги субъекта РФ. Мы планируем порядка 80 услуг вывести на Единый портал. Любой гражданин в любой точке Приморского края и не только сможет зайти на этот портал и получить информацию о том, как это услуга предоставляется, какие документы должны быть предоставлены, записаться в очередь или узнать о конкретном времени приема.

Также у нас есть услуги, которые обеспечены до пятого этапа. То есть когда гражданин получает всю услугу в электронном виде. Возьмем пример услуги департамента культуры Приморского края. Человек может получить информацию о том, относится ли здание, в котором он проживает, к объектам культурного наследия. Зарегистрировавшись на портале и получив коды активации, он может сформировать заявку на получение такой услуги. Затем он отправляет требуемые данные и получает эту справку на свой электронный ящик.

Помимо государственных услуг мы стараемся и большее количество муниципальных услуг перевести в электронный вид. Этому предшествует большая работа по созданию системы предоставления муниципальных услуг.

Начало этой работы показало нам, что практически в каждом муниципальном образовании услуги и назывались по-разному, и требования  были разные. Мы приступили к работе по типизации услуг, делали их универсальными для всех муниципалитетов. В течении года мы типизировали 47 муниципальных услуг и планируем перевести их в электронный вид. То есть и их гражданин сможет получить на Едином портале, не выходя из дома.

Реализуя принципы Указа, мы отодвигаем чиновника от гражданина, и приближаем власть к человеку одновременно.

— Как в крае обстоят дела с созданием проекта инфраструктуры пространственных данных? Насколько известно, эта система позволит визуализировать территорию Приморья. Картографическая основа будет формироваться на основе данных дистанционного зондирования земли высокого и сверхвысокого разрешения. Проект уже реализуется?

— Да, мы уже реализуем этот проект. И это на самом деле интересно. Создается информационная система, в которую закладывается определенные слои. Мы получим информацию, которую можно будет использовать и в градостроительстве, и в архитектуре, и в собственности.

Система существенно поможет тем гражданам, которые пытаются получить земельные участки. Мы будем понимать, какие земли и какого назначения находятся на той или иной территории, какие объекты на ней расположены. Поставлен ли земельный участок на кадастровый учет, сформирован ли он, какие сети на нем пролегают.

Предстоит большая работа. Сейчас мы охватываем юг Приморского края, но не будем останавливаться. В 2014 году планируем завершить работу по созданию системы на территории всего Приморского края.

— В своем Послании Федеральному собранию Президент России обозначил необходимость создания общественных советов. В Приморье работает 17 общественных экспертных советов. Показали ли они свою эффективность?

— Налаживание открытого общения диалога с общественностью – одна из приоритетных задач, поставленных Губернатором Приморского края. Работа шла в направлении создания сообщества специалистов-профессионалов на общественных началах. Ведь для принятия того или иного решения важно, когда есть с кем посоветоваться. Иногда взгляд со стороны очень полезен, тем более, когда это взгляд профессионала в своем деле.

На мой взгляд, созданные 17 общественных экспертных советов работают успешно. Мы привлекли к их деятельности порядка 200 экспертов в разных видах деятельности. И, честно говоря, не ожидали, что люди будут проводить заседания не просто раз в месяц, а иногда даже два раза в день, когда на то была необходимость.

— Какова дальнейшая судьба решений, принятых на заседаниях ОЭС?

— Во-первых, все решения открыты. Если Владимир Владимирович не может присутствовать на заседании того или иного экспертного совета, мы направляем ему протокол на рассмотрение. На сайте Администрации есть отдельная страница, где все протоколы, подписанные экспертами, выкладываются в свободном доступе.

За год прошло почти 140 заседаний общественных экспертных советов. Поэтому уже создана большая база протоколов.

На самом деле интересно наблюдать за работой специалистов-профессионалов, когда рассматривают проекты нормативно-правовых документов, которые в перспективе подпишет Губернатор, либо будут направлены в Законодательное собрание. Работает так называемая оценка регулирующего воздействия. Ни один документ не проходит мимо экспертов. С момента создания ОЭС все нормативно-правовые акты прошли вот такое общественное обсуждение.

Не скрою, есть случаи, когда профессионалы подсказывают нам что-то, советуют внести правки.  Мы, конечно же, рассматриваем каждое замечание.

— А молодежь как-то участвует в управлении государством в Приморье?

— В этом году было создано Молодежное правительство, в которое вошли 17 молодых ребят. Мы с директором департамента информатизации и телекоммуникаций Алексеем Щуровым постоянно с ними встречаемся.

Когда мы сделали им предложение попробовать со стороны обыкновенного человека включиться в систему управления государством, их это очень заинтересовало. Мы предложили им протестировать все виды услуг, которые есть в Приморье. Начиная с получения кодов активации в Ростелекоме, заканчивая непосредственным получением услуг.

Ребята включились в эту работу с большим вдохновением. Они протестировали практически все услуги, которые оказываются государственными органами власти Приморского края. На совещаниях, которые проводятся у меня в кабинете, ребята рассказывают о том, что им не понравилось, в чем сложности, как выглядит та или иная услуга в интернете, что она тяжела для восприятия или не-читаема. После этого идут исправления.

Когда они поняли, что действительно могут повлиять на то, как эти услуги предоставляются, они с еще большим вдохновением приступили к дальнейшей работе. Сейчас мы тестируем департаменты Администрации Приморского края. Думаю, скоро перейдем на государственные и на муниципальные органы власти. Никто не останется без контроля. Все услуги будут оказываться в доступном и прозрачном виде.

Источник: primorsky.ru

Категории: