Тема недели: вернулись из плена

Отправлялись за спортивным драйвом, а получили столько адреналина, что хватит на всю жизнь. Не самое сложное путешествие к южнокорейским берегам для четверых приморских яхтсменов обернулось погоней и захватом, какие они видели только в кино. Небольшую лодку взяли в плен недалеко от КНДР, а спортсменам, как они говорят, пришлось на двое суток вернуться назад, в коммунизм.

Название яхты выучили все СМИ, а за судьбой приморцев несколько дней следила вся страна.

Владивосток, бухта Фёдорова, начало мая. Яхта «Элфин» из клуба «Семь футов» берёт курс на южнокорейский порт Пусан. Приморцев постоянно приглашают в Республику Корея погоняться.

В этом году  флот из 20 лодок разного калибра отправился на юг — на Суперкубок Пусана. «Элфин» в их числе. Южнокорейцы сказали: все флаги в гости к нам. Регата была напряженной — на акватории Пусана десятки лодок — особенно много в открытом классе. Порой, не протолкнуться.

Экипаж яхты «Элфин» показывает неплохой результат, в итоге становится шестым из почти полусотни парусников. По завершении гонок приморский флот отправляется разным курсом и с разной скоростью к своим берегам. Все сообщили, что преодолели шторм и спокойно двигались к порту приписки.

Сергей Домовидов, старший помощник капитана яхты «Элфин»:

— Идём, сушим вещи, матрасики, пошел перевернуть куртки. Смотрю с гика, что-то у нас какая-то точка приближается с кормы — тёмненькая такая, зловещая.

Затем «Элфин» подаёт сигнал бедствия — активирует аварийный буй, очень редко выходит на связь. По обрывочной информации здесь, во Владивостоке, становится понятно: взяли в плен у северокорейских берегов.

Яхта «Элфин» последней возвращается во Владивосток, но встречают не так, как других частников международной гонки — приветственными гудками.

Экипаж прошёл пограничные формальности по прибытии на Родину — говорят, сущий пустяк по сравнению с тем, что довелось пережить. После швартовки они наконец-то могут рассказать, что же произошло в пятницу 13-го, которая стала для «Элфина» по-настоящему несчастливой.

Тёмненькая зловещая точка оказалась шхуной без опознавательных знаков, которая стала преследовать яхту, уступающую в размерах и скорости. К нему позже присоединилось ещё одно судно. Это были не пограничники, как поняли здесь, а странные рыбаки, которых, видимо, интересовал улов совсем иного рода.

Сергей Домовидов, старший помощник капитана яхты «Элфин»:

— Ржавый, старый БМРТ, такой озлобленный народ на нём висел и кричал нам: «Русский, стой, всё!» Мы говорим, зачем останавливаться, мы идём к себе — у вас свои дела.

Началась погоня, небольшой, даже по меркам яхт, «Элфин» начал маневрировать и пытался оторваться, но два судна зажали его — более крупные, на которых людей было в 10 раз больше. Агрессивные рыбаки атаковали яхтсменов разными подручными средствами.

Андрей Сигида, шкотовый:

— Абордаж чистой воды! Куча летящего угля — борт же выше нас — кидали вниз камни, стулья, кошки вот эти треугольные, специально для абордажа сделанные.

Сергей Домовидов, старший помощник капитана яхты «Элфин»:

 

— Когда мы крючья стали абордажные скидывать, уже понимаем, что лодку нам раздавят, там по-русски выдвинули требование — капитана на борт, закрепиться или вам «кранты». Угроза конкретная жизни была.

Павел Зайцев, корреспондент:

— После откровенных угроз, более крупное судно взяло «Элфин» на буксир. Капитану яхты пришлось подчиниться и подняться на его борт. Спортсмены, оставшиеся на паруснике, активировали аварийный буй, чтобы хоть как-то сообщить о захвате. Заряд батареи и главное — минуты на спутниковом телефоне экономили — впереди была полная неопределённость.

Евгений Хромченко, вице-президент Федерации парусного спорта Приморского края:

— Сообразили включить аварийный буй, что это подтверждение того, чтобы все увидели координаты в нужном месте, то есть — до границы далеко. По крайней мере, в течение получаса подтвердили, что видят и СКЦ, и МорСвязьСпутник, и СКЦ Японии — все эту точку видят, она далеко от границы, думаю, что это было очень правильное решение экипажа.

Зачем абордажные кошки рыболовецким судам, ответа на этот вопрос российским морякам не дали. Только проявляли агрессию. Позже стало понятно, почему: нейтральные воды рыбаки КНДР считают своими.

Дмитрий Назаров, капитан яхты «Элфин»:

— Я с ними выяснял, он свою карту показывает, говорит, вот наша территория! Я говорю, да ты «гонишь», вот ваша территория! Вам тут просто рыбу разрешают ловить.

Евгений Хромченко, вице-президент Федерации парусного спорта Приморского края:

— Просто шли из Пусана сюда, возвращались по весне, осенью никто не трогает, весной только проходят, подходят, видят, большая яхта, что там хотят — поговорить, но когда на палубу выходит человек 10, не очень сильно хотят связываться, а тут яхта маленькая.

Шхуна взяла курс на ближайший порт. Им оказался Кимчхэк с населением 20 тысяч человек. Неподалеку от него появился морской патруль КНДР.

Андрей Сигида, шкотовый:

— Северокорейский военный корабль стал останавливать этот баркас, который тащил нас, они не останавливались на его сигналы. Высадили своего бойца с автоматом, только он остановил ход. Говорю, ну чисто пираты!

В порту Кимчхэка  отношение к российским морякам изменилось, выяснилось, что это не южнокорейские шпионы — такой была первая версия задержания. Задержание, дескать, произошло из-за того, что на борту «Элфина» была южнокорейская реклама.

Валерий Працюк, помощник председателя Владивостокского морского собрания:

— У Северной Кореи сейчас непростой период — он совпадает с периодом Советского Союза 50-х годов, когда либо друг, либо враг.

Александр Филиппенко, шкотовый:

— Мы попали в сороковые-пятидесятые годы. Такое ощущение, как машина времени: наша форма, всё наше, наши паровозы! Яхта вся чёрная от пыли — грузят там уголь, удобрения на корабли.

Путешествие во времени — недорого, но сердито. Нашим спортсменам такой опыт был совсем не по душе. Во время вмешательства российского МИДа и высших властей КНДР к морякам на борт зачастили делегации. Местных жителей — от военных до партийных функционеров — интересовало всё. Даже сама яхта для них не средство соревнования, а настоящая роскошь.

Доцент кафедры международных отношений ДВФУ Артём Лукин говорит, что захват судов в экономической зоне КНДР — это тенденция, это происходит регулярно.

Артём Лукин, заместитель директора по науке Восточного института Школы региональных международных исследований ДВФУ:

— Понятно, что полтора дня они провели почти в плену — это неприятно, но это не несколько недель, тем более, не год. То, что Северная Корея так быстро яхтсменов отпустила , говорит о том, что Россия имеет рычаги влияния на Северную Корею, КНДР всё-таки Россию уважает.

Яхтсмены благополучно и на своей яхте вернулись домой. Теперь им предстоит ремонтировать «Элфин», а дипломатам выяснять, что это было — излишняя бдительность или морской разбой. А приморские спортсмены теперь прокладывают новые маршруты — подальше от берегов не очень спокойного соседа.

«Панорама»

Категории: