Газ углю не помеха

Газификация ТЭЦ и запрет на строительство угольного
терминала в Славянке не повлияют на перспективы отрасли и разработку
существующих угольных месторождений. Страны АТР продолжают делать ставку на
твердое топливо, и спрос на него постоянно растет.

Хотя самую мощную станцию Приморья – ВТЭЦ-2 – активно
переводят на газ, от угля в регионе отказываться не собираются. Главный плюс
газификации – уход от мазута, наиболее вредного компонента, задействованного на
ТЭЦ. К тому же голубое топливо значительно дешевле и экологичнее.

Сбыт – не проблема

Именно уголь остается самым востребованным топливным
ресурсом. По оценкам Мирового энергетического агентства, страны
азиатско-тихоокеанского региона постоянно увеличивают долю угля в своем
энергобалансе. Так, в Китае она приближается к 70%. Как сообщает Russian China,
в 2012 году объем потребления энергоресурсов в Китае равнялся 3,62 млрд тонн
топлива. Согласно докладу Государственного статистического управления КНР рост
составил 3,9% по сравнению с 2011 годом. Объем потребления угля в КНР в прошлом
году вырос на 2,5%.

Япония после аварии на атомной станции Фукусима-1 также
увеличила импорт угля. И несмотря на то что Россия после Австралии и Индонезии
является третьим крупным экспортером энергетического угля в Японию (данные
международного агентства Argus, – прим. авт.), у наших производителей есть
перспективы повлиять на этот расклад. По итогам 2012 года Япония увеличила
импорт российского угля на 800 тыс. тонн, в целом поставки составили 7,8 млн
тонн.

Loading...

Не полностью обеспечены потребности и внутреннего рынка. В
прошлом году ОАО «Мечел-Майнинг» заключило с ОАО «РАО Энергетические системы
Востока» договоры о сотрудничестве в области поставок угольной продукции
производства Эльгинского угольного комплекса. После осуществления поставок
эльгинского угля в адрес ОАО «Дальневосточная генерирующая компания» (это
дочерняя структура «РАО ЭС Востока) «Мечел-Майнинг» предусматривает », в случае
положительных результатов сжигания, возможность постепенного наращивания
поставок угольной продукции Эльгинского месторождения общим объемом до 60 млн
тонн сроком на 15 лет.

– «РАО ЭС Востока» в рамках конкурентных процедур может
закупить 1 млн тонн угля с Эльги в 2013 г., 2 млн тонн в 2014 г., 3 млн тонн – в 2015 г. и до 5 млн тонн в
2016-2028 гг., – цитирует Finam.ru аналитика «Номос-Банка» Юрия Волкова.

Точка роста

Растущее потребление твердого топлива в АТР также
существенно повлияет на развитие приморских портов. Более 60% добываемого в
мире угля, по разным оценкам, экспортируется в страны Азии. Причем эта доля, с
учетом мировых макроэкономических процессов, имеет тенденцию роста. И
приморский уголь может здесь существенно укрепить свои позиции благодаря
привлекательной цене и удобной логистике.

В соответствии с «Долгосрочной программой развития угольной
промышленности России до 2030 года» планируется возврат приморских портов к
исторически сложившемуся профилю – перевалке угля. Во всяком случае, ставку на
твердое топливо сделали многие порты региона, в числе которых Восточный,
Посьет, Ванино и другие.

В качестве примера можно привести предприятие ОАО «Терминал
Астафьева», зарегистрированное в Находке. Впервые отгрузив уголь на экспорт в
2011 году, компания по итогам 2012 года вышла на перевалку 1,5 млн тонн.
Главными экспортерами угля через «Терминал Астафьева» в течение года были
«Стройсервис», «Мечел», «Сибирский деловой союз». В текущем году, по данным
Argus, продолжается перевалка угля по контрактам с компаниями «Стройсервис» и
«СДС».

На саммите АТЭС, проходившем во Владивостоке в 2012 году,
был представлен проект стоимостью 2,3 млрд рублей по строительству новых
мощностей терминала. Предполагается, что в результате модернизации к 2015 году
находкинский «Терминал Астафьева» превратится в угольный порт закрытого типа.

Проект получил высокую оценку экспертного сообщества и
региональной власти. Мнение было единодушным: предприятие такого типа
представляет интерес, в первую очередь, как точка роста для региона. Оно удачно
вписывается в рамки масштабных задач по усилению транспортной инфраструктуры
Дальнего Востока и Приморья, повышению конкурентоспособности российского угля
на мировом рынке. Тогда же, во время форума АТЭС, первый вице-губернатор Сергей
Сидоров заявил, что основными направлениями экономики края на ближайшие
несколько лет станет развитие транспортной и портовой инфраструктур,
горнодобывающей отрасли, энергетики.

Экология не пострадает

Проект модернизации угольного терминала стал также объектом
пристального внимания экологов и, что закономерно, был ими одобрен. Так,
Заслуженный эколог РФ, руководитель общественной организации «Бюро региональных
общественных кампаний» Анатолий Лебедев подчеркнул, что проект модернизации
«Терминала Астафьева» – один из немногих, представленных на саммите АТЭС,
который предусматривает внедрение новых технологий, направленных на повышение
экологической безопасности.

«Модернизация «Терминала Астафьева» – очень хороший проект,
который имеет смысл поддерживать со всех сторон», – цитирует эксперта
Zrpress.ru.

– Учитывая, что за последние годы рынок угольной
промышленности в мире стремительно растет, рост грузооборота угля будет
продолжаться, поэтому важно привлекать в портовую инфраструктуру новые и
экологически чистые технологии. Надеюсь, «Терминал Астафьева» станет примером
для остальных портов, – отметил Анатолий Лебедев. 

По словам директора Института международного бизнеса и
экономики ВГУЭС Александра Латкина, появление современного перегрузочного
угольного терминала соответствует интересам руководства страны и региона.

– Благодаря высокому уровню востребованности угля на мировом
рынке и планам правительства по увеличению экспорта твердого топлива в страны
АТР, проект внесет существенный финансовый вклад в экономику Приморья, –
отметил директор.

Словом, у угледобывающей отрасли Приморья отличные
перспективы развития. Тем более что за рынки сбыта твердого топлива в ближайшие
десятилетия можно не беспокоиться.

Источник: «Приморская
газета»

‡агрузка...
‡агрузка...