Тема недели: свободный порт Владивосток

Владивосток, 24 апреля — ОТВ. Впервые статус порто-франко появился
у Владивостока в 1860 году и в различных вариантах просуществовал без малого
полвека.

Тогда царское правительство
намеренно разрешило в городе беспошлинную иностранную торговлю — территория
была практически оторвана от западной России, не было железной дороги, а
окраину империи нужно было развивать, обеспечивать её жителей товарами и
продовольствием. Замысел полностью себя оправдал: Владивосток из маленького
военного поста вырос в крупный международный порт с годовым грузооборотом в
полмиллиона тонн. А население не просто выжило или сохранило численность, оно
стало увеличиваться в геометрической прогрессии.

И вот спустя полтора столетия история делает похожий виток — Президент России в
послании Федеральному собранию предлагает предоставить Владивостоку статус свободного
порта.


Владимир Дьяков, и.о. директора Таможенной академии:

— Предложение Президента об организации порто-франко в Приморье — это
логическое продолжение его идей о вхождении Дальнего Востока России в орбиту
Азиатско-Тихоокеанского региона. В данном случае порто-франко — необходимый
момент, позволяющий активизировать дальневосточные ресурсы.


Юрий Коломейцев, политолог:

— Проект не менее грандиозный, чем проведение саммита АТЭС в 2012 году. Сейчас
закон будет проходить первые чтения в Госдуме и процесс лоббируется
Президентом. Это проект, на который лично глава государства возлагает большие
надежды. Порто-франко принесёт в Приморье новые инвестиции, возможности, рост
как экономический, так и социальный.

Сегодня порто-франко — это уже не та свободная гавань конца девятнадцатого века
с беспошлинной торговлей керосином, мукой или мануфактурой. У современного
варианта и задачи многократно шире и виды деятельности не ограничиваются только
товарооборотом. Новые возможности открываются для приморской логистики,
судоремонта, промышленного производства, строительства, науки, туризма и даже
сельского хозяйства.

Сергей Нехаев, вице-губернатор Приморского края:

— Попробуем сделать так, чтобы разрешить на территории свободного порта
Владивостока развивать и медицинские практики наших стран из АТР, и
образовательные практики в рамках тех регламентов, которые действуют у них.
Пока мы не понимаем, как это выразить в юризмах. Но нам понятно направление,
куда мы хотим двигаться.

Павел Волков, советник Министра Российской Федерации по развитию Дальнего
Востока:

— Владивосток и Приморский край — это морские ворота Российской Федерации на
Дальнем Востоке, край, потенциал которого должен быть полностью реализован.

Свободный порт Владивостока должен перенять лучший опыт ведущих зарубежных
подобных проектов — Сингапура, Гонконга или Макао. В свое время преобразование
бедных депрессивных территорий тоже начиналось с открытия для зарубежных
партнёров.


Виктор Горчаков, председатель Законодательного Собрания Приморского края:

— Задача такая: создать условия, чтобы бизнес, который еще сидит за забором с
той стороны границы и думает, идти к нам или нет, увидев эти условия, захотел к
нам прийти.

С первых же дней, когда стало понятно, что свободный порт Владивостока — это
уже реальность ближайшего будущего, свои перспективы стали активно обсуждать в
самых разных сферах приморской экономики.


Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров:

— Это в первую очередь отразится на гостиницах и ресторанах— увеличится поток
гостей, приезжающих. Естественно, наша отрасль испытает новый подъём, новый
виток своего развития.

Вариант нашего порто-франко не ограничивается копированием зарубежных аналогов.
В той же туриндустрии предлагаются буквально революционные новшества. Например,
возможность для безвизовых иностранцев ночевать не на круизном лайнере, а в
гостинице, и находиться на берегу без визы как минимум семь суток.

Ольга Кудрявцева, председатель Приморского союза туроператоров:

— Думаю, что опасений не должно быть. У туроператоров будет работа — всё равно
иностранцы не смогут обойтись без сопроводительных услуг. Это придаст большой
импульс развитию туриндустрии. Хорошее начинание: это и увеличение турпотока, и
занятость населения, и развитие смежных предприятий — гостиниц, ресторанов,
музеев, выставочных павильонов, магазинов.

Режим свободного порта предполагает исключение территории из общего таможенного
пространства страны. Правда, это не означает, что таможня у нас исчезнет
совсем. Просто порто-франко значительно изменит её функции.

Владимир Дьяков, и.о. директора Таможенной академии:

— Значительно усилится правоохранительная функция таможни и сократится
фискальная. Определённое количество налогов будет выпадающими. И таможня,
соответственно, не будет заниматься сбором налогов. Она ограничится таможенными
платежами и наблюдением за тем, чтобы товары  попадали в регион
официальным порядком.

Ещё одно важное понимание порто-франко — это границы его территории.
Словосочетание «Свободный порт Владивостока» не говорит о том, что новый
экономический режим будет работать только в самом Владивостоке. Свободный порт
— это ещё более десятка приморских муниципалитетов. Все они должны быть связаны
между собой общей задачей, но с разными специфическими функциями, с
особенностями и возможностями, присущими каждой отдельной территории.


Александр Зражевский, глава Партизанского городского округа:

— Наш крупный железнодорожный узел перевозит грузы для порта Восточный и всего
Приморья. Это может сыграть свою положительную роль. На территории городского
округа находится Партизанская ГРЭС, которая является поставщиком
электроэнергии. Если будет развиваться регион, увеличится мощность ГРЭС и
соответственно появятся новые рабочие места.

По своей сути свободный порт, вмещающий в себя значительную часть Приморского
края, превращается в привилегированную территорию для её жителей. Облегчённый
таможенный режим способен сделать ряд товаров дешевле, чем в других регионах,
это сделает выше покупательскую способность местного населения. А общее
развитие экономики порто-франко неизбежно придаст импульс ещё и социальной
сфере. Всё это сейчас активно анализируется и обсуждается. Закон о свободном
порте Владивостока пока дополняется и дорабатывается, в нём должны быть учтены
пожелания бизнеса, приморской общественности и краевых властей.


Владимир Миклушевский, губернатор Приморского края:

— Мы постарались совместить все мнения, на мой взгляд, нам это удалось.
Практика правоприменения, возможно, выявит какие-то противоречия, которые в дальнейшем
мы будем устранять. Сейчас я считаю законопроект, в том виде, в котором он
существует, высокого качества.

Александр Галушка, Министр по развитию Дальнего Востока:

— В том
виде, в котором сейчас находится законопроект, он может быть поддержан, внесён
в Государственную думу. Есть ряд замечаний неконцептуального свойства. Это
законотворческий процесс, который мы в рабочем порядке учтём и отработаем.

Сегодня уже с уверенностью можно сказать: порто-франко, несмотря на все
сомнения скептиков, по исторической спирали вернётся в Приморье спустя полтора
века. Причём федеральный бюджет изыскал для этого средства в период, когда
расходы госказны сокращают для многих других регионов страны.
 Предварительную версию закона о свободном порте Владивостока уже одобрили
в правовом управлении Президента России.

«Панорама»

Категории: