Сергей Нехаев: «Не надо бояться экспериментировать в целях развития»

В июле президент России подписал закон о создании Свободного порта Владивостока. В конце 2014 года был подписан закон о территориях опережающего развития. Эти меры, в числе прочих, придали огромный стимул развитию не только Приморья, но и всего Дальнего Востока. Налоговые поступления, которые регион получит в результате, будут исчисляются миллиардами, созданные рабочие места – тысячами. О том, как будут работать и развиваться эти территории, почему эффекта «прямо завтра» ждать не стоит и о многом другом в интервью ИА «Дейта» рассказал вице-губернатор Сергей Нехаев, курирующий данные направления в администрации Приморья.

02.jpg 

— Сергей Викторович, долгое время вы были пресс-секретарём Губернатора Приморья Владимира Миклушевского. С февраля 2015 года вы стали вице-губернатором. Что изменилось в вашей рабочей деятельности в связи с этим? Продолжаете близко  общаться с Владимиром Миклушевским или нет?

— В сфере моей ответственности – это курирование ряда важных направлений развития края. Среди которых – сферы туризма, международных отношений, информационной политики и область задач по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти. По всем текущим вопросам работы и развития этих отраслей и направлений я ежедневно контактирую с Губернатором края. Может быть в меньшей степени по сравнению с предыдущим периодом работы, но контакт есть и он сохраняется.

Функция внедрения проектного управления – это важное направление, я бы даже сказал, пионерское. В том смысле, что в регионах в таком масштабном и системном варианте принципы проектного управления будут внедряться впервые. Такой первой экспериментальной площадкой станет Администрация Приморского края.

Сфера туризма является сферой мультипликативной и Губернатор края всегда уделял и продолжает уделять этой отрасли большое внимание. Туристское направление имеет одно из приоритетных значений в развитии региона и является, пожалуй, самым перспективным. Одна из причин в том, что регион изначально в меру своих природно-климатических, географических и социально-экономических особенностей является центром международной жизни Дальнего Востока. У региона есть все основания стать международным туристским хабом, который будет принимать на своей территории потоки туристов из Европы и России в Азию и из Азии в Россию и Европу. Проект Свободный порт Владивосток дает нам дополнительные конкурентные преимущества для достижения этой цели.

— Скоро во Владивостоке пройдёт Восточный экономический форум. И его уже неоднократно сравнивали с саммитом АТЭС 2012 года. Как считаете, оправданы ли эти сравнения? И что в итоге даст форум краю?

— Концептуально, эти мероприятия разные. Если саммит АТЭС – это мероприятие, где  встречаются лидеры стран АТЭС и где решаются вопросы, не только связанные с экономикой, но и с политикой, социальной сферой, волнующими все мировое сообщество вещами, – направлений очень много. Концепция же Восточного экономического форума заключена в создании площадки, на которой регионы Дальнего Востока смогут себя презентовать мировому сообществу. И форум отличается не столько по масштабам, сколько по темам, концепции, задачам, внутренним форматам, участникам. Все-таки здесь главные действующие лица – это крупный бизнес стран АТР.

Площадка ВЭФ – уникальное место, где регионы Дальнего Востока презентуют свои инвестиционные проекты, расскажут о тех направлениях, в которых ждут инвесторов. Здесь мы с представителями бизнеса и власти будем говорить о том, что необходимо сделать дальневосточному региону в целом, чтобы инвесторам, предпринимателям было интересно развивать здесь у нас свой бизнес, открывать новые производства. Я уверен, что Восточный экономический форум станет «бурлящей» дискуссионной площадкой, которая поможет выработать лучшую модель развития, в том числе интересную и для зарубежного бизнеса.

— В рамках форума состоится презентация возможностей регионов Дальнего Востока. Что представит Администрация Приморского края?

— Форум в целом – очень сложное мероприятие. Конечно же, регионы будут себя представлять. Но эти презентации будут не отдельными рекламными мероприятиями регионов, когда каждый рассказывает сам о себе. Концепция презентации территорий будет выстроена не локально, по территориальным границам, а в целом в рамках отраслей. И основными докладчиками будут отраслевые федеральные министры. Снимаю шляпу перед теми, кто придумал и воплотил эту идею. Такой подход позволяет инвестору комплексно взглянуть на развитие всей территории Дальнего Востока, оценить ее место в развитии общероссийской отрасли. Например, для Приморья это развитие транспортно-логистического комплекса, деятельность в области марикультуры, развития туристического направления территории. А в разрезе отраслевых мероприятий мы расскажем также и про конкретные инвестиционные проекты в Приморье и других регионах Дальнего Востока.

Будут и абсолютно конкретные презентации, например, проектов ТОР – это Хабаровский край, Приморье, Амурская область и другие регионы. Мы будем говорить с международным бизнесом по поводу того, что такое «территории опережающего развития» на Дальнем Востоке. Отдельно поговорим о том, что такое «Свободный порт Владивостока». Презентуем и налоговую модель преференций для резидентов и ТОРов, и СПВ, и те условия, которые должны быть сформированы в административных и таможенных процедурах.

Принципиально Восточный экономический форум будет отличаться от прочих инвестиционных форумов, которые проходят в стране и мире. Мы хотим, чтобы форум был как можно больше практикоориентированным. Не просто чтобы мы собрались и  поговорили об инвестициях, о механизмах и подходах в привлечении этих инвестиций. А чтобы, в первую очередь, мы договорились с потенциальными инвесторами о тех проектах, которые им реально интересны. И чтобы они, в свою очередь, уехали из Владивостока с форума с конкретным набором проектов и максимально полной информацией о них. И вторая цель – донести свой взгляд на развитие Дальнего Востока во всех аспектах до потенциальных инвесторов стран АТР. Получить от них обратную связь – понять, что необходимо сделать ещё в этой сфере, понять, какие конкретно направления интересны самим инвесторам.

И третья задача, которую перед Администрацией края ставит Губернатор, – это максимально раскрыть перед участниками Восточного форума Приморье, в максимально широком смысле этого слова. Туристическая привлекательность, культурная среда, центр международного сотрудничества, образовательный кластер Дальнего Востока и многое другое. К нам в гости приедут искушенные инвесторы. Наша задача – по-хорошему влюбить их в Приморье. Инвестиции начинаются не с бизнес-проекта, а с конкретной территории, где живут гостеприимные люди, где есть на что посмотреть, где богатая и интересная культурная среда…

— Кого ждать из гостей? Будут ли это федеральные министры, вице-премьеры, приедет ли президент Владимир Путин?

(Вздыхает). Вздыхаю потому, что Восточный экономический форум – федеральное мероприятие, над организацией которого работают многие люди. Создан федеральный оргкомитет этого мероприятия, им руководит вице-премьер, наш полпред Юрий Петрович Трутнев. Есть Фонд «Восточный экономический форум», который занимается большой работой. Огромную работу проводит полпредство, министерство по развитию Дальнего Востока, мои коллеги вице-губернаторы. Создана рабочая группа на уровне региона, которую возглавляет Губернатор края Владимир Владимирович Миклушевский. Это мероприятие не только Приморского края. И с моей стороны будет некорректно говорить за коллег, которые, больше чем я, занимаются этими вопросами. 

Конечно же, ждём большого количества представителей бизнеса, в том числе иностранного. Ждем приезда высоких гостей из-за рубежа, в том числе представителей власти. В первую очередь это наши основные страны-партнёры – Китай, Южная Корея, Япония, Северная Корея. Ждём большое представительство со стороны российских федеральных министров.

— Как вы уже сказали, основной источник инвестиций для Приморья – страны Азии. Возможно ли, что однажды в Дальний Восток и Приморье начнёт вкладываться Европа, арабские страны, США?

Конечно. Например, Свободный порт Владивостока. Реализация этого проекта отражается на жизни регионов стран АТР. Стоит вспомнить и о том, что логистика Свободного порта соприкасается с международными транспортными коридорами «Приморье-1» и «Приморье-2», которые логичным образом сопрягаются с китайским транспортно-логистическим проектом «Шёлковый путь». Если мы рассматриваем эти проекты вместе как взаимодополняющие, то можем говорить о создании новой трансграничной транспортной сети, соединяющей Европу и Азии. Таким образом, европейцам будет интересно через нее выйти на рынки стран АТР, а странам АТР открыть рынки Европы. А вот стать товарам конкурентоспособными для новых рынков производителям может помочь наш режим Свободный порт Владивостока.

— Помимо прочего, в АПК вы курируете создание территорий опережающего развития, особые экономические зоны. И если ТОР – вещь для Приморья новая, то проекты по созданию СЭЗ уже были и оказались, к сожалению, провальными. Конкретно, это СЭЗ Находка, созданная в начале 1990-ых. Учитывался ли на этот раз печальных опыт прошлых лет?

— Когда все говорят про печальный опыт создания свободных экономических зон,  то речь, по всей видимости, идёт о другом. В целом по стране проекты создания особых экономических зон оказались не столь успешными, как ожидалось. Успешных  проектов единицы – это, например, «Елабуга» в Татарстане. Во многом это было связано с существовавшим порядком управления этими зонами. Но государство учится на своих ошибках. И моя позиция такова, что не надо бояться экспериментировать в целях развития. Результат эксперимента может быть положительным или отрицательным, но если мы будем бояться экспериментировать, мы просто развиваться не будем.

Есть форма ОЭС, есть ТОРы, есть Свободный порт, региональные инвестиционные проекты. Много разных форматов поддержки и развития инвестиционных проектов. И часто спрашивают, зачем нам так много в чём-то схожих механизмов поддержки? Мой ответ: надо экспериментировать и выявлять лучшее. Они в чём-то похожи, но принципиально разные. И это понимают представители бизнеса, которые просчитывают свои бизнес-модели в рамках каждой формы инвестиционной поддержки.

Проект особой экономической зоны промышленно-производственного типа, которую у нас принято называть Sollers, очень успешно стартовал. Сейчас я не могу раскрывать имена всех будущих резидентов. Скажу лишь о том, что в нашей ОЭС будет присутствовать иностранный инвестор, который придет во Владивосток со своими технологиями.

— Через сколько лет ждать качественного эффекта от появления в Приморье ТОР, ОЭС?

— Смотря, какого конкретно эффекта вы ждёте.

— Увеличение налоговых поступлений, появлений новых рабочих мест.

— Многие допускают ошибку, считая, что от ТОРов, от ОЭЗ, от Свободного порта будет эффект буквально на следующий день после того, как был подписан некий нормативно-правовой документ об их создании. Сейчас много говорят о том, что созданы ТОРы, говорим о них давно, но фактически ничего не происходит. Это некая мифологизация процесса. С юридической стороны, сам закон о ТОР вступил в силу три месяца назад. Постановление о создании ТОРа «Надеждинская» было принято месяц тому назад. И только после этого мы имеем право вести работу в юридической плоскости по созданию ТОРа «Надеждинская». Дальше будет множество других процедур. Это подписание соглашений о работе в рамках ТОРа между Минвостокразвития, Администрацией Приморского края и муниципальным образованием. Далее соглашения будут подписаны между управляющей компанией ТОРа и его первыми резидентами. Причём соглашение – это довольно сложный юридический документ с правами и обязанностями для каждой стороны. Одним предстоит построить инфраструктуру, другим – вложить денежные средства, проинвестировать в создание новых предприятий. И эффект на самом деле стоит ждать в разрезе 5-10 лет, если мы говорим именно про экономический эффект. Сингапур развивался в течение 30 лет, развитие любого производства занимает от 5 до 7 лет. И это те периоды, о которых надо говорить в рамках дискуссий о целеполагании, роли и эффективности работы ТОРов.

Есть определённый набор экономических индикаторов, к которым мы стремимся. В рамках ТОРа «Надеждинская» цифра по созданию новых рабочих мест до 2025 года находится в коридоре от 1,6 до 7 тысяч рабочих мест. Если говорим про налоги, то налоговые поступления к 2025 году ожидаются в размере от 6 до 31 миллиарда рублей. Вклад в ВРП – от 76 миллиардов до 147 миллиардов. Эти показатели зависят от заполняемости территории ТОРа резидентами и их направлений деятельности.

— Где планируется брать людей, которые в результате и будут работать в ТОРах?

— Всё зависит от специализации. Сейчас начинается работа с резидентами по поводу того, какие специальности им потребуются в ближайшей перспективе. Есть специальности, требующие подготовки в высших учебных заведениях, есть – в среднеспециальных и так далее. Там, где необходимо, совместно с вузами будет проходить программа подготовки и переподготовки кадров по тем или иным специальностям.

Этому вопросу уделяет большое внимание Минвостокразвития. Во Владивостоке весной текущего года проходила конференция по развитию человеческого капитала на Дальнем востоке. Сегодня мы говорим о том, что, во-первых, потребуется новая рабочая сила. Во-вторых, новые квалификации.

На первом этапе мы, конечно, ориентируемся на жителей Приморского края. Затем будет вестись речь о привлечении кадров со всего Дальнего Востока, а также других регионов России.

— Стоит ожидать, что до конца года Правительство РФ одобрит создание и других ТОР в Приморье?

— Думаю, что до конца этого года должны быть приняты решения по ТОР «Михайловская» и ТОР «Остров Русский». ТОР «Михайловский» был одобрен подкомиссией при Правительстве РФ. Сейчас ведётся большая работа между Минвостокразвития, Администрацией края, резидентами, муниципальными образованиями по разработке проекта постановления Правительства РФ о создании этого ТОРа. Этот проект постановления проходит согласование федеральными министрами, после чего его подписывает премьер-министр. После выхода постановления правительства РФ о создании ТОР мы приступаем к стадии подписания соглашения между Минвостокразвития, Администрацией Приморского края и муниципальными образованиями. Текст проекта соглашения очень сложный, содержит положения о том,  кто и что конкретно должен построить, в какие сроки, какие предоставляются льготы, какие должны произойти изменения в региональном и местном законодательстве. У нас депутаты Законодательного Собрания уже приняли изменения в краевом законодательстве  о введении налоговых льгот для резидентов ТОР и ОЭЗ. Дальше мы должны выйти с инициативой по предоставлению льгот по налогу на имущество. Процедура не простая.

По ТОРу «Остров Русский» – дорабатываем вместе с Минвостокразвития заявку на создание ТОРа.

В текущем году будут приняты все принципиальные юридические решения по созданию этих территорий опережающего развития.

— В июле был подписан закон о Свободном порте Владивостока. На закон возлагают большие надежды, но есть и те, кто опасается тех вольностей, которые в нём прописаны. Сами как оцениваете законопроект? Нет ли опасений, что настанет всеобщая вседозволенность?

— Закон на самом деле не про это. Если говорить про типичную модель Свободного порта, то мы ведь пошли не по пути Сингапура, портов Даляня или Гонконга, где в большей степени говорят про развитие портовой инфраструктуры и создание налоговых преференций. У нас концептуально совершенно другая модель Свободного порта. Закон учитывает конкурентные преимущества и отраслевую специализацию Приморского края. Фактически мы кратно усиливаем те преимущества, которые у нас уже были. А для инвесторов, мы можем усилить конкурентоспособность их товаров преференциями, предусмотренными в налоговой и таможенных сферах. Сейчас будет проведена большая работа по упрощению административных барьеров, таможенных процедур, что в совокупности формирует наш Свободный порт Владивосток якорным транспортно-логистическим узлом для Европы и стран АТР.

В результате мы становимся очень значимым транспортным коридором и «приёмником» между Европой и Азией. Но мы не хотим развивать исключительно транспортно-логистический комплекс. Стоит задача открытия вдоль транспортных коридоров высокотехнологичных производств и новых предприятий по локализации продукции европейских и азиатских  производителей.

Например, зачем европейскому производителю возить собранное у себя в Азию и использовать нас только в качестве транспортного коридора. Когда здесь ему экономически выгодно будет сформировать локализацию своего производства, то есть привести сюда собственные новые технологии, научить наших жителей технологиям работы. Здесь будет обеспечено производство и сборка, а дальше товар будет транспортирован в Азию. Это производителю будет выгодно, а наша территория приобретает новое производство и новые высокопроизводительные рабочие места.

Потенциальные резиденты уже понимают, что через нас можно будет не только выгодно транспортировать грузы. Но и что здесь стоит открывать производства и уже отсюда транспортировать товары на новые рынки.

Это я к тому, что закона о вседозволенности нет. Это касается и упрощённого визового режима, налоговых льгот, таможенных процедур. Делается всё для того, чтобы Приморский край и его портовая инфраструктура стали конкурентоспособными с портами Сингапура, Даляня, другими. Свободный порт Владивостока создаётся не в формате «порто-франко» 17 века. Наш Свободный порт – это уникальный формат века 21-ого.

Категории: