Закон о Свободном порте Владивосток: от идеи до вступления в силу — 312 дней

От идеи создания Свободного порта Владивосток, принадлежащей Президенту России, до вступления в силу федерального закона прошло менее года – 312 дней.

312 дней жарких споров, мозговых штурмов, изучения исторического наследия Приморья и мирового опыта. Как принимался беспрецедентный для российского законодательства по количеству различных льгот и преференций проект, в нашем обзоре.

 «Предлагаю предоставить Владивостоку статус Свободного порта с привлекательным, облегченным таможенным режимом», – заявил Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.

3WlwWbilQgqHMLRHtAXaCA8TyERSoPB4.jpeg

Президент акцентировал, что Россия будет активно продвигать международные, экономические, образовательные, научные и культурные связи, расширять свое присутствие в тех регионах, где набирают обороты интеграционные процессы.

«Мы продолжим сотрудничество со странами Азии. Азиатско-Тихоокеанский регион, продвигается вперед, и Россия, как тихоокеанская страна, будет использовать этот потенциал», – подчеркнул Президент.

Статус открытого порта необходим для развития Владивостока и всего Приморья, заявил Губернатор края Владимир Миклушевский по итогам Послания Президента.

«Мы являемся воротами для входа товаров на территорию Российской Федерации, транзитными воротами для поставки грузов в северо-восточные провинции Китая. Логистика и транспорт имеет очень важное значение для развития экономики Приморья, Дальнего Востока и всей России», – подчеркнул Владимир Миклушевский.

5b6a58a5a0d829e4a80b6071633e1793.jpg

Для предоставления Владивостоку статуса Свободного порта Президент поручил Правительству в срок до 15 июля 2015 года обеспечить внесение изменений в законодательство РФ.

Конфигурация будущего Свободного порта была разработана уже к концу января 2015 года.

Полпред Президента в Дальневосточном округе Юрий Трутнев подчеркнул, в порту Владивосток создадут отдельный таможенный режим.

«Главная проблема, которую предстоит решить – административные барьеры. Сегодня деятельность портов контролирует большое количество организаций. Все это затягивает процедуры таможенного досмотра, которые мы должны свести к минимуму. То же касается и портовых сборов – они должны быть минимальными», – отметил Юрий Трутнев.

3328f73f5e512fa68eb34fabaaacba89.jpg

Главной же темой обсуждения стали границы будущего Свободного порта.

 «Администрация Приморского края считает, что в Свободный порт должна войти, как минимум, территория Владивостокской агломерации, Хасанский район и территория до Находки – то есть фактически весь юг Приморья. В этом случае регион ждет действительно «взрывное» развитие», – акцентировал первый вице-губернатор края Василий Усольцев.

Первый проект закона «О свободном порте Владивостока» включал 7 территорий Приморья и 72-часовой безвизовый режим. В территорию Свободного порта также предлагалось внести Владивосток, Артем, Надеждинский и Шкотовский районы, территории, входящие в международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» – Партизанский, Пограничный и Хасанский районы.

Проект широко обсуждался экспертами, они предложили увеличить срок безвизового нахождения на территории Свободного порта и расширить перечень его территорий.

«Безвизовый режим превратит порт Владивосток в туристический хаб. Только в радиусе трех тысяч километров от Владивостока проживает почти 1,5 миллиардов человек», – отметил тогда вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев.

Во вторую редакцию законопроекта вошло уже 12 муниципалитетов Приморья.

Вице-губернатор Приморского края Сергей Нехаев отметил, что в процессе подготовки законопроекта Минвостокразвития провел большую работу по анализу конкурентных преимуществ территорий. Таким образом, в проекте закона будут включены характеристики, которые позволят Приморью конкурировать с лучшими практиками в странах АТР.

2 апреля 2015 года в Общественной палате Российской Федерации прошли «нулевые чтения» Федерального закона «О Свободном порте Владивосток».

«В перспективе создание Свободного порта позволит Приморью органично вписаться в экономическую структуру Азиатско-Тихоокеанского региона», – выразил мнение вице-губернатор Сергей Нехаев.

7 апреля 2015 года Президент Владимир Путин на совещании по вопросам развития Дальнего Востока отметил, что процесс по созданию Свободного порта должен быть ускорен.

«Хотел бы обратить ваше внимание на то, что все изменения в законодательство, регулирующие деятельность свободного порта Владивосток, должны быть приняты Государственной Думой уже в весеннюю сессию. Нужно с коллегами из парламента активно работать и согласовать все параметры этого законопроекта», – подчеркнул Президент.

Тогда же было решено презентовать проект осенью на первом Восточном экономическом форуме в Приморье потенциальным инвесторам.

В середине апреля 2015 года концепцию закона о Свободном порте одобрило Государственно-правовое управление Президента РФ и дало официальное заключение о поддержке.

По мнению Губернатора Приморского края Владимира Миклушевского, законопроект удалось сделать гибким и легко администрируемым.

 «В обсуждении законопроекта принимали участие самые разные группы общественности. Прежде всего, это, конечно, представители бизнес-среды. Активно в обсуждениях принимал участие и Общероссийский Народный Фронт. Безусловно, привлечены были и главы администраций тех муниципалитетов, которые войдут в зону Свободного порта. Мы постарались совместить в законопроекте все мнения. И, на мой взгляд, нам это удалось», – заявил Губернатор.

6 мая 2015 года проект закона был внесен на рассмотрение Правительством РФ.

5 июня 2015 года Правительство России одобрило создание Свободного порта в Приморье.

«Задача создания Свободного порта масштабная – занять достойное место среди ведущих центров Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как Сингапур и Гонконг, которые стали мегаполисами мирового уровня во многом благодаря режиму свободных портов», – отметил Дмитрий Медведев.

Вице-губернатор Приморья Сергей Нехаев подчеркнул, закон о создании на территории Приморья режима Свободного порта ждет успех, потому что его создавали практики.

a84a2e1bf21f670be1c7e4cd89687cc2.jpg

«Впервые закон разрабатывался не в столице, а на территории, где он будет реализовываться. В широких общественных чтениях приняли участие представители Минвостокразвития, власти Приморья, дипкорпус, бизнес-сообщество. Последние выступили своего рода консультантами – предлагали свои наработки, высказывали опасения и озвучивали интересные решения тех или иных вопросов. Большая часть идей нашла отражение в проекте. Я уверен, что закон о Свободном порте ждет успех, потому что его создавали практики», – акцентировал Сергей Нехаев.

19 июня 2015 года проект закона о создании Свободного порта был рассмотрен в первом чтении Государственной Думой. Президент страны отметил значимость документа.

«Действие этого законопроекта распространяется на все ключевые порты Приморского края от Зарубино до Находки и 13 районов, в которых проживает около 75 процентов населения края. Резиденты Свободного порта получат широкие преференции – это не только налоговые льготы, но и облегченный визовый режим, введение свободной таможенной зоны, упрощенное прохождение контрольных процедур на границе. Свободный порт Владивосток станет гибким механизмом для инвестирования в российский Дальний Восток», – подчеркнул Владимир Путин.

Губернатор Владимир Миклушевский в свою очередь акцентировал, что в основе законопроектов заложены принципы формирования конкурентных условий ведения бизнеса в сравнении со странами АТР.

«Принятая ставка социальных взносов – 7,6 процентов. Она ниже, чем в Сингапуре, Японии, республике Корея. По оценкам бизнеса, налоговые и таможенные льготы, вводимые в Свободном порту, обеспечат сокращение затрат на реализацию инвестиционных проектов до 40 процентов», – заявил глава Приморья.

3 июля 2015 года законопроект о Свободном порте Владивосток был принят в трех чтениях Государственной Думой РФ. В законопроект о Свободном порте Владивосток был внесен ряд новаций от депутатского корпуса. По итогам внесенных поправок действие законопроекта распространилось на 15 муниципальных образований Приморья.

8 июля 2015 года проект был одобрен Советом Федерации, а 13 июля закон о Свободном порте Владивосток был подписан Президентом страны Владимиром Путиным. Пошел отсчет  90 дней до вступления в силу.

В это время кипела большая работа по приведению в соответствие подзаконных актов, налаживанию межведомственного взаимодействия. 

В начале сентября 2015 года Свободный порт был презентован гостям первого Восточного экономического форума, который прошел в Приморье на острове Русский, участие в масштабном мероприятии приняли представители 31 страны мира.

«Еще больше преференций инвесторы получат в рамках реализации проекта Свободного порта Владивосток. Рассчитываем, что предусмотренные данным режимом меры позволят создать транспортные и в последующем индустриальные коридоры для развития территории. Серьезный интерес к использованию возможностей Свободного порта уже проявляют западные государства и страны АТР, для которых это прямой, кратчайший а значит наиболее экономически выгодный выход на международные морские пути», – заявил Президент.

4 сентября 2015 года распоряжением Правительства РФ был утвержден состав наблюдательного совета Свободного порта. Отметим, такой коллегиальный орган создан в стране также впервые.

Возглавил совет заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. В состав наблюдательного совета вошли руководители федеральной исполнительной власти, глава Приморского края Владимир Миклушевский, а также представители муниципалитетов, вошедших в состав территории Свободного порта Владивосток.

По итогам первого Восточного экономического форума Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский акцентировал, иностранные партнеры проявили большой интерес к проектам, которые реализуются сейчас на Дальнем Востоке России и в Приморье.

«Особое внимание вызывают территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток, и это неудивительно, так как это настоящий прорыв, революция в хорошем смысле этого слова в части законодательных льгот для инвесторов. Преференции существенны, закон подписан совсем недавно и вступит в силу 12 октября 2015 года. На форуме перед нами стояла задача подробно рассказать партнерам обо всех особенностях нового экономического вектора Приморья», – подчеркнул глава региона.

Владимир Путин по итогам ВЭФ дал поручение Правительству рассмотреть вопрос о распространении режима Свободного порта, помимо Владивостока, на другие гавани Дальневосточного федерального округа.

В.В. Путин.JPG

 «Я считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшую зарубежную практику. Поэтому предлагаю правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», – подчеркнул Президент.

Глава Приморья поблагодарил команду, принимавшую участие в разработке закона.

«Законопроект разрабатывался с привлечением большого количества экспертов, при тесном взаимодействии Минвостокразвития России, Администрации Приморского края, общественности, бизнеса и экспертов Приморья. В общей сложности в обсуждении закона приняли участие более 750 человек»,  – подчеркнул Владимир Миклушевский.

Сегодня, 12 октября, вступил в силу Федеральный Закон о Свободном порте Владивосток. Исторический для Приморского края момент знаменует начало новой эпохи, а отчасти и возвращение старой, когда порт Владивосток носил статус порто-франко и был крупнейшей морской гаванью в регионе. Окно России в АТР открыто официально. Восточный вектор развития России, о котором говорят последнее десятилетие, получил воплощение в беспрецедентном для российского законодательства проекте.

Фото — kremlin.ru, Игорь Новиков

Категории: