Порто-франко в Приморье: старая история на новый лад

Вчера, 12 октября 2015 года, вступил в силу федеральный закон о Свободном порте Владивосток. Порто-франко возвратилось в Приморье, но сегодня в это понятие вкладывается несколько иной смысл, чем полтора столетия назад. О «царстве свободной торговли», «вольной гавани» и геополитике трех столетий в нашем кратком историческом экскурсе.

«Великолепный порт! Отсюда и владеть Востоком!», – эти пророческие слова генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского определили будущее Владивостока на столетия вперед.

С самого рождения форпост России на Тихом океане был призван «владеть Востоком». С первых дней Владивосток играл огромную роль в освоении дальневосточных окраин России. Он стал главной распределительной базой грузопотоков на Сахалин, Камчатку и другие удаленные территории, отправной точкой рейсов русских коммерческих судов в сопредельные страны и одновременно – главным российским дальневосточным причалом для судов иностранных держав. Здесь было положено начало Великого Сибирского пути – Транссибирской магистрали.

«Владивосток самой природой назначен для обширной морской торговли внутренними произведениями страны. Расположившись в центре богатыми бухтами и внутренними путями, имея громадный, совершенно спокойный рейд… пост этот должен со временем сделаться весьма важным торговым портом», – отмечал военный губернатор Приморской области Петр Васильевич Казакевич.

Порто-франко во Владивостоке было создано спустя год после основания военного поста, 25 декабря 1862 года. Еще не была построена Транссибирская магистраль, и отдаленная  территория остро нуждалась в снабжении товарами.  

Право беспошлинной торговли было предоставлено Владивостоку одновременно с другими гаванями Приамурского края.  

Благодаря статусу свободной гавани грузооборот порта Владивостока с 1883 года по 1899 год увеличился практически в 7 раз, с 47,8 тысяч тонн до 333,3 тысяч тонн. Владивосток превратился в крупнейший товарораспределительный центр для всего Дальнего Востока и, в первую очередь, районов крайнего севера.

С 1 января 1901 года режим порто-франко во Владивостоке, как и в других российских тихоокеанских портах, был отменен, однако начавшаяся русско-японская война внесла коррективы в намерение правительства. Режим порто-франко в Приамурском крае был временно восстановлен и просуществовал до 1 марта 1909 года.

Окончательной его отмене предшествовала дискуссия всероссийского масштаба, в которой приняли участие дальневосточные губернаторы, предприниматели и общественные деятели, биржевые общества крупнейших промышленных центров России и полосы отчуждения КВЖД, министры и депутаты Государственной думы.

«Строящаяся Сибирская железная дорога вызывает необходимость принятия мер к тому, чтобы иностранные товары не могли проникать дешевым железнодорожным путем вглубь Сибири и даже в Европейскую Россию в подрыв произведениям отечественной промышленности. Приамурский край довольно быстро заселяется… и представляет рынок, который естественно желать сохранить для русской промышленности», — говорится в заключении совещания предпринимателей Владивостока, датированном 4–7 апреля 1895 года.

Министр финансов Российской империи конца 19 – начала 20 века Сергей Витте, называвший регион «царством свободной торговли», считал, что возвращение беспошлинного импорта не позволит окраине развить собственное производство и сельское хозяйство.

Он предлагал открыть «вольные склады» — выделить часть порта, за пределы которой товар бы не пропускался без уплаты пошлины, но в пределах которой он бы считался не перешедшим границу и мог вывозиться обратно или идти в третьи страны.

Эту идею «вольной гавани» в 1924 году реализовали во Владивостоке советские власти. В торговом порту была создана «транзитная часть» для облегченного вывоза транзитных грузов, прежде всего соевых бобов, из Маньчжурии.

Таким образом, идею создания особых условий для этой территории диктовала сама геополитика, и в царские, и в советские времена, и в нынешние времена.

Восточному вектору в новейшей истории России уделяется особое внимание, и Владивосток снова становится свободной гаванью. Только сейчас Свободный порт открывает ворота инвестициям для развития производств на территории Приморья.

Теперь это не только порт Владивосток, но 15 муниципалитетов, одна пятая часть Приморья. Свобода – уже не просто беспошлинный ввоз импортных товаров, но целый набор таможенных, налоговых и административных льгот для развития проектов, направленных на социально-экономический подъем всего Дальнего Востока.

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, доктор исторических наук Наталья Беляева, анализируя исторический опыт Владивостока, отметила, для всех стадий существования порто-франко была характерна высокая степень вовлечения предпринимателей и общественных деятелей в разработку и реализацию проектов экономического развития региона.

«В принятии решений «центр» опирался на экспертное мнение местной администрации и деловых кругов, привлекая их к обсуждению проектов, в том числе и в связи с отменой порто-франко. И едва ли не самое важное – режим порто-франко всегда вводился в интересах населения», – подчеркнул эксперт.

Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил, что на начало реализации закона власти смотрят уверенно.

«Написать хороший закон – это половина дела. А я уверен, он хороший. Вторая половина успеха – его правильная реализация. Сейчас предстоит издать большое число подзаконных актов, постановлений Правительства, приказов министерства, отбирать проекты, чтобы закон заработал. В общем, засучиваем рукава и начинаем работать», – подчеркнул глава региона.

Категории: