Интервью с программным директором «Меридианов Тихого» Юрием Гончаровым

– Юрий, расскажите, сколько заявок на участие в кинофестивале поступило в этом году? Из каких стран?

– Мы получили и отсмотрели 990 фильмов из 92 стран. В результате проделанной работы  в 15 кинопрограмм вошло 150 фильмов из Шри-Ланки, Мексики, Индии, Японии, Сингапура, Чили, Колумбии, Канады, Индонезии, Австралии, Португалии, Испании, Кореи, Китая, Израиля, Франции, США и других стран.

– Несколько писем пришло с одним и тем же вопросом: «Кто в этом году представляет жюри кинофестиваля»?

– В состав международного жюри, которое возглавил известный российский продюсер и телевизионный менеджер Александр Роднянский, вошли 6 человек. Также в состав жюри вошли киновед и генеральный секретарь Клаус Эдер, российский кинокритик Кирилл Разлогов, каталонский кинорежиссёр, продюсер и художник Альберт Серра, израильский кинорежиссёр, сценарист, оператор и писатель Надав Лапид и шри-ланский режиссёр Вимукти Джаясундара.

В третий раз на кинофестивале будет работать параллельное жюри NETPAC, международной ассоциации по поддержке и продвижению азиатского кино: профессор, кино- и медиакритик, журналист, специалист по кино юго-восточной Азии Тильман Баумгартель, известный критик и кандидат искусствоведения Зара Абдуллаева и режиссер, продюсер и по совместительству председатель жюри – Сидхарт Шринивасан.

По результатам проведенных переговоров и приезда наблюдателя ФИПРЕССИ (это международная организация, объединяющая кинокритиков и киноведов.Основана 6 июня 1930 года в Париже) Гьорги Карпати в прошлом году, впервые на МКФ «Меридианы Тихого» в этом году будет работать международное жюри ФИПРЕССИ.

В составе жюри числятся французский кинокритик, специалист по иранскому кинематографу Шала Нахид,  кинокритик Вика Смирнова и китайский кинокритик Клэренс Цуй. Отмечу, ФИПРЕССИ – авторитетная организация в мире кинематографа, которая рассматривает кино как искусство в чистом виде и объединяет кинокритиков и киноведов по всему миру. 

– Следующий вопрос, который пришел на электронную почту от Ивана Громова: «Директором кинофестиваля «Меридианы Тихого» в прошлом году снова стал Ефим Звеняцкий. Как программный директор, согласны ли вы с его фестивальной политикой, случаются ли разногласия в вашей совместной работе»?

– Возращение Ефима Семёновича на кинофестиваль – большой счастье. И думаю, не только для меня, но и для сотрудников программного отдела, и, конечно, для зрителей. Со временем мы все становимся мудрее и более чувствующими интонации современного мира, и если в 2003, 2004 и 2005 он был для нас примером отношения к жизни и творчеству, то сейчас ещё сильнее вдохновляет нас на достижение более высоких результатов.

Между нами нет никаких разногласий в плане того, что происходит на фестивале, в частности его программы. Мы всё делаем и решаем вместе, потому что все мы – одна команда.

– В связи с новостью о пересмотре Госдумой закона о прокатных удостоверениях для фильмов: насколько этот закон отразится на 12-ом кинофестивале «Меридианы Тихого», будет ли сокращена программа российского кино?

– Да, мы сократили программу в этом году, но по другой причине, не связанной с законом о прокатных удостоверениях. Для нас главную тревогу и беспокойство вызывала потеря в этом году кинотеатра «Океан» как одной из главных площадок проведения мероприятий фестиваля.  

Теперь большее количество кинопоказов пройдёт в кинотеатре «Уссури». Часть программ покажут в кинотеатре «Иллюзион». В отношении отбора фильмов для нас, в первую очередь, важен сам фильм, и какую художественную ценность он несёт. Для некоторых кинематографистов мат – средство эпатажа и вызова. Мы категорически против того, что мат был самоцелью фильма, и когда режиссёр не задумывается над сценарием, монтажом и других вещах. Такого кино, конечно, не будет на нашем фестивале.  И даже не потому, что там есть или нет мата, а потому, что эти фильмы поверхностны.

– Отбирая фильмы, каким кинофестивалям вы уделяете особое внимание? За работами с каких фестивалей вы бы посоветовали следить любителям кино?

– Да, наше внимание, как и у многих других региональных фестивалей, в первую очередь обращено на Канны, Берлин, Локарно, Роттердам и Венецию. Также я бы добавил  к этому списку Пусанский кинофестиваль, фестивали в Торонто, Гонконге и Сан-Себастьяне, «Кинотавр» в Сочи и «Сандэнс» в Парк Сити, в США и посоветовал бы следить за ними в том числе. Ежегодно мы присутствуем и работаем на большинстве перечисленных выше фестивалях.

– И финальный вопрос от «Приморской газеты»: «Как возникла традиция устраивать «Кинотуры»?

– С самого первого года работы кинофестиваля действует программа «Кинотуры», которая даёт возможность жителям отдалённых от Владивостока городов и сёл увидеться и  пообщаться с любимыми артистами театра и кино. Она возникла от проявления  заботы и внимания к нашему зрителю.

– Мы благодарим Вас за интересные ответы. Напомню, сегодня на вопросы приморцев отвечал программный директор XII Международного кинофестиваля стран АТР «Меридианы Тихого» Юрий Гончаров.

Напомним, 12 Международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого», который пройдёт во Владивостоке с 13 по 19 сентября, завершил формирование кинопрограмм.

На фестивале будет представлено около 160 фильмов, которые сформируют 15 программ.

Две из них жители и гости Владивостока увидят впервые:

Сделано во Владивостоке. КИНО. Программа, которая объединила проекты прошлых лет – «Кинопробу» и «Сделано во Владивостоке». Если раньше они шли параллельно, то сейчас все фильмы, снятые во Владивостоке, как молодыми, так и именитыми иностранными кинематографистами, наполнят содержание новой программы.

Выбор жюри. Ежегодно основное жюри МКФ стран АТР «Меридианы Тихого» формируют режиссёры, продюсеры, кинокритики.