Владивосток, 5 ноября — ОТВ. Музыкальный
фестиваль «Пятнадцать симфоний Дмитрия Шостаковича» открылся в Приморском театре
оперы и балета. В течение месяца музыканты исполнят все симфонии великого
русского композитора.
Уже первый
концерт этого фестиваля показал, что музыка Шостаковича, хотя и требует большой
душевной работы и некоторой подготовки, это не останавливает желающих ее
слушать. И зал на открытии фестиваля был полным.
— Мы, как музыканты –
профессионалы, готовы и очень рады, что в нашем городе есть такой фестиваль, как
«15 симфоний Шостаковича».
— Я окончила музыкальную школу и немного
разбираюсь, поэтому пришла на открытие, и пойду на «Ленинградскую».
— Я
первый раз в этом театре, мне интересно. Нет у меня специального образования,
просто хочу посмотреть, послушать.
— Просто мне захотелось в такой
чудесный день сделать себе подарок — послушать музыку в новом красивом театре.
Это действительно подарок — всё симфоническое наследие композитора,
который, как никакой другой художник, смог отразить в своем творчестве сложную
и жестокую историю страны, противоречивую и трагическую судьбу человека. И
именно симфоническая музыка дала возможность высказать все то, о чем словами
говорить было нельзя. Исполнение всех симфоний Шостаковича — это «олимпийская
планка» для коллектива.
Антон Лубченко, художественный руководитель и
главный дирижер Приморского театра оперы и балета:
— После того, как мы
«возьмем эту планку», а первого декабря фестиваль закончится – это станет
этапным событием не только для коллектива, но и для Приморского края. Их очень
важно услышать, всем вместе прочесть, как главу за главой.
Прочтение
Шостаковича начали с главы номер 13 — «Бабий Яр». На то были свои причины:
только в начале ноября во Владивосток мог приехать солист — народный артист
России Сергей Лейферкус. С этой симфонией у него особые отношения.
Сергей Лейферкус, народный артист России:
— Мне посчастливилось
участвовать в этой премьере, я был знаком с самим Шостаковичем, и с Евтушенко —
замечательным поэтом.
Именно со стихов Евтушенко, опубликованных в 1961 году в
«Литературной газете» начинается создание этой симфонии. Шостаковича взволновала
история о трагедии 41-го года, когда под Киевом расстреляли тысячи евреев, а их
тела сбросили в ров. Премьера «Тринадцатой» была под угрозой срыва, Шостаковича
обвиняли в недостаточном внимании к трагедии русского народа, а вопрос
антисемитизма вообще пытались умолчать. Премьера «Бабьего Яра» в 1962-м была
символом победы — победы большого искусства над политикой и идеологией партии.
Для Владивостока исполнение этой симфонии тоже стало символом того, что
музыканты и слушатели подошли к важной вехе -понять и принять симфонии Дмитрия Дмитриевича
Шостаковича.
«Панорама»