Отрешиться от проблем и сконцентрироваться на красоте природы, — вот главный смысл искусства икебаны, объясняет профессор Хадзимэ Такахаси. 15 лет назад он бросил службу чиновника и занялся изучением искусства японского букета.
Хадзимэ Такахаси, профессор японской школы икебаны:
— На работе было много стресса, но я приходил в парк, смотрел на растения, получал от этого необъяснимое удовольствие. Их красота вдохновила меня поменять жизнь. И я ни секунды об этом не жалею.
Не в пример европейскому букету, икебана должна быть скромной, ее прелесть — в простоте. Поэтому и цветов в композиции не так много. Искусство это зародилось еще в VI веке и тесно переплетено с идеями синтоизма — главной религией Японии. Принцип, которой гласит, что все живое, в том числе и растения, есть проявление божественной сущности.
Хадзимэ Такахаси, профессор японской школы икебаны:
— Раньше искусству икебаны учили каждого ребенка Японии. Сейчас составлять цветочные композиции учатся либо флористы, либо люди, увлеченные культурой нашей страны.
Сейчас господин Такахаси занимается популяризацией икебаны в мире. Преподает в Китае, вот теперь дает мастер-классы и в России. В средневековой Японии обучение искусству икебаны было сродни священнодействию. Ученики слушали сэнсэя в неудобной позе, чтобы ощущать ценность полученных знаний. В наши дни занятия проходят в комфортной обстановке. Единственное, о чем просит профессор, с уважением относиться к растениям.
Екатерина Горбач, участница мастер-класса:
— Очень хорошо помню, что нужно обтирать растения только в воде, устанавливать только двумя руками, чтобы энергетика шла от человека к растению.
И хотя сейчас икебана — это, своего рода, японский бренд, господин Такахаси уверен, что у этого искусства большое международное будущее. Желание созерцать природу и создавать красоту есть у людей всех национальностей.
«Панорама»