Детки в сетке: нужно ли спасать ребенка от Интернета

Первый мобильный телефон у меня появился в пятом классе. Черно-белая Нокиа 2100 – подаренный родителями предмет для гордости и зависти одноклассников. В 2005 году – личный мобильный телефон у ребенка –все еще редкость. В 2019 – уже обыденность, которая никого не удивляет. И если в моем «мобильном» детстве из всех развлечений – лишь вшитые в телефон игры «типа змейка» и скачивание платных рингтонов по СМС (пара-тройка рингтонов и положительный счет баланса превращается в отрицательный), то у нынешних детей помимо смартфона – компьютера в кармане – есть еще и Интернет. А значит безграничный доступ к любой информации. Игры во дворе заменили игры в онлайне. Импровизированные и строго секретные (на самом деле нет) штабы стали группами, чатами и прочими «беседками» в соцсетях. Мультфильмы по воскресеньям (очень рано утром) доступны ежедневно на видеохостингах. А знания, которые в моё не столь технологичное детство можно было почерпнуть разве что у более «опытных» (чаще привирающих) сверстников, легко приобретаются через запрос в поисковике.

Нужно ли сегодня ограничивать детей от Интернета? Как сделать его полезным и безопасным для неокрепших детских умов? А может вовсе не стоит ограждать свое чадо от мирового прогресса и благ цифровой цивилизации? Запрещать или же просвещать? Корреспондент из Приморья  выяснил у родителей, психологов и ИТ-специалистов, что делать с «детками во всемирной сетке».

Кто ищет, тот все найдет

Что ищут в Интернете наши дети? Чаще всего ребенок в возрасте от 6 до 16 лет (возраст, когда у них появляются телефоны и доступ к компьютерам), проводит время в глобальной сети за просмотром видео на YouTube, фильмов и сериалов, за прослушиванием музыки и общением в соцсетях. Как выяснили эксперты «Лаборатории Касперского», в своих предпочтениях российские малолетние пользователи не слишком отличаются от своих сверстников в Европе и США. Наши дети от мировых трендов не отстают. Да и к чему-то запрещенному и непотребному не слишком тянутся – так доля запросов на порносайты, контент, приравненный к категории «насилие», а также сайты, содержащие информацию об азартных играх, наркотиках, алкоголе, табаке,– на уровне погрешности – от  1,06 до 0,36%, соответственно (Данные на лето 2019 года). 

Психотерапевт Таисия Комарницкая называет Интернет «свалкой, на которой можно встретить как кладезь полезной, нужной, развивающей информации, так и огромное количество мусора, способного влиять на детскую психику». Но, при этом для современных детей глобальная сеть – огромное поле для общения со сверстниками:

«На мой взгляд, самым адекватным ответом со стороны родителей может стать обучение ребенка пользоваться ресурсами и избегать ненужного», – говорит эксперт – «Что страшного может встретить ребенок в глобальной сети? Порнография, насилие, манипулирование», перечисляет психотерапевт. Комарницкая уверена, «если тема сексуального воспитания в семье не табуирована, если родители способны просвещать ребенка на темы интимной гигиены, уважительного отношения к партнеру, открыто говорить о влечении, влюбленности и физиологических аспектах отношений, то просмотр порнографии становится безопасным или ненужным ребенку вовсе. Если родители говорят о насилии любого рода, выражая к этому собственное отношение (например, “да, насилие в мире есть, и от этого никуда не деться; но это страшно, горько, неправильно, возмутительно; это может стать опасным и для тебя”), то встреча с таким контентом в сети вызовет у ребенка подобное же отношение. Если родители в общении со своим чадом поддерживают его критическое мышление, его право на собственное мнение и принятие решений, то заложенный внутри стержень обезопасит его от любых манипуляций». 

Loading...

Фильтруй запрос!

«Для многих родителей понять, что Интернет играет в жизни их детей достаточно важную роль, сложно, в том числе и потому, что их детство проходило совершенно иначе. Поэтому возникает вполне понятная тревога, и у многих родителей появляется искушение запретить или же серьезно ограничить доступ детей в сеть. На мой взгляд, это ошибка», – уверен бизнесмен и отец двоих детей Алексей Филиппов. По его словам, он сам активно использует Интернет в жизни и в работе, и считает, что роль сети в жизни будущих поколений будет только возрастать. Ответственность родителя – обучить детей правильно и безопасно использовать все возможности Интернета, социальных сетей и всего остального.

Представитель компании-разработчика программного обеспечения для защиты компьютера от вредоносного софта Лаура Дорнхайм указывает, что ребенок может встретить нежелательную, вредную для него информацию даже на весьма безобидных, на первый взгляд, сайтах. Здесь на помощь бдительным родителям могут прийти специальные программы и сервисы (TunnelBear, BitTally, Adblock Plus, Kaspersky SafeKids, Webcam On Off и другие). Ребенка можно защищать от случайных кликов, вредных видео и незнакомцев. Лучшим решением станут программы-песочницы, например, KidShell, которые ограничивают функционал гаджета, к примеру, смартфона: отключают кнопки вызова, блокируют покупки, скрывают иконки взрослых программ и так далее. «Естественно, такие меры работают с детьми до определенного возраста. Постепенно можно уменьшать количество контроля и ограничиться, например, только блокировкой определенных категорий сайтов. Вместе с этим важно объяснять ребенку, что все эти программы упрощают его жизнь и защищают от угроз, а не ограничивают его свободу», – комментирует специалист.

По мнению психолога Анны Кочуренко, задача Интернет ресурсов, а также  игр сводится к тому, чтобы  удержать пользователя перед экраном максимально долго:

«За счёт чего удерживается внимание? За счет повышенной стимуляции. Таких ярких цветов, вспышек, быстрой смены картинок в реальной жизни нет. Поэтому человек неосознанно приковывает свой взгляд к экрану»

Это чревато тем, что теряется чувствительность к обычным человеческим радостям. Они не так интересны. Общение с друзьями, спорт, прогулки не могут дать тех же эмоций, что и компьютерная игра, объясняет психолог, предлагая родителям растить в своей семье здоровые ценности:

«Если папа каждый вечер проводит перед телевизором, то что запомнит ребёнок? Тёплые семейные вечера? Нет. Показывайте ребёнку здоровую модель отношений, ужинайте вместе, обсуждайте, как у кого прошёл день, что было веселого, что грустного»

А ограничения виртуальной жизни ребенка не должны быть выражены в явной грубой форме:

«Цитата настоящего папы: «Вылезь из-за компьютера, а то вон отупеешь, ослепнешь и будешь дебилом». Захочет ли ребёнок на такую грубость откликнуться? Нет, будет конфликт, потому что подобные фразы – неуважение к интересам ребёнка. Помогите ребёнку освоиться, знать больше, а не враждуйте с ним и его гаджетом», – заключает психолог Анна Кочуренко.

«Закрывать доступ в Интернет – не самая лучшая идея в современном мире информационных технологий. Важно помочь ребенку дружественным, уважительным разговором и собственным примером научиться отличать “хорошее и безопасное” от “плохого и опасного”», – добавляет ее коллега Таисия Комарницкая

Интернет на доверии 

«В младшем возрасте можно использовать функции родительского контроля – определяя список сайтов, куда детям заходить можно, и список сайтов, доступ к которым ограничен. Но в более взрослом возрасте, я считаю правильным поддерживать с детьми близкие доверительные отношения, объясняя все возможные опасности, которые может таить в себе глобальная сеть», – продолжает Алексей Филиппов. В воспитании своих дочерей он выбирает именно такой подход, а не запреты и ограничения. Невозможно постоянно контролировать, кого «лайкнул» или «зафрендил» ваш ребенок в соцсетях. Особенно, если это подросток. А вот рассказать о случаях, когда к детям проявляют интерес различные продавцы, активисты групп, сект или другие темные личности – можно: 

«Нужно обсуждать это с детьми, подробно рассказывать о возможных опасностях. Обучать их правильному обращению с личной информацией, со своими фотографиями, данными о месте пребывания и так далее».

Рано или поздно ваш ребенок впервые самостоятельно выйдет на улицу современного города – с активным автомобильным движением, встреченными прохожими, необходимостью устанавливать социальные контакты или просто переходить дорогу. Можно не выпускать ребенка на улицу до совершеннолетия, а можно обучить правилам движения, правилам общения. Первое время водить его за руку, потом следовать на расстоянии, и приходить на помощь, в случае необходимости, а потом, убедившись, что ребенок хорошо овладел всеми необходимыми навыками, уже отпускать его на улицу одного. Конечно же, с заряженным телефоном! 

«Также и в Интернете. Сначала вместе и за ручку и с подробными инструкциями, а потом уже самостоятельно, но с возможностью всегда обсудить любые ситуации, – проводит аналогию Алексей Филиппов, – Только доверительные теплые отношения с ребенком действительно помогут обеспечению его безопасности. Только регулярные разговоры обо всем, что происходит в жизни ребенка, могут помочь. Если усердно работать над отношениями и сделать так, чтобы ребенок сам рассказывал вам обо всех новостях в его реальной и виртуальной жизни, то не нужно будет никаких искусственных ограничений, которые если даже и эффективны, то лишь до какого-то возраста. Ведь уже лет в 14-15, любые ограничения ребенок научится эффективно обходить. И запреты лишь будут провоцировать его на изучение тех самых сайтов и тем, от которых вы хотели его оградить».

Дайте заработать иммунитет, и не только

С точки зрения психологии, человек должен подвергаться стрессам, чтобы уметь им противостоять. На протяжении всей жизни мы обретаем паттерны, которые помогают нам выживать:

«Сделайте элементарное сравнение, – предлагает психолог Владислав Зигаёв, – поместите ребенка в стерильный бокс, а по достижению 18 лет выпустите его. Он умрет от простой простуды,потому что его иммунитет не знает как с этим бороться. Он просто не знает что это такое»

По мнению эксперта, наше сознание работает также. Его нужно учить фильтровать информацию, обрабатывать ее и отвергать или принимать. Информация имеет такое свойство, что она всегда найдет человека. И в какой-то момент человек просто не сможет противостоять ей: «Поэтому лучше учите детей фильтровать информацию, научите принимать ее и обдумывать, а не запрещать. Вы делаете только хуже своему же ребенку, пряча от него информацию».

Помимо «убитого иммунитета», излишний родительский надзор может лишить ребенка возможности реализовать себя творчески, а в некоторых случаях и неплохо заработать. Современные дети входят в сеть почти с детсадовской скамьи. Вырастая они меняют свои предпочтения – от забавных мультяшек к популярным блогерам. Их смотрят миллионы. И ими может стать каждый, в том числе и ваш ребенок – начать вести блог в соцсетях или канал на YouTube. Поэтому лучше научите своих детей пользоваться Интернетом и поглощать новые технологии, – убеждена эксперт по построению личных брендов, основатель SMM-компании Елизавета Гладышева, – Сейчас время детей-миллионеров! Спасибо соцсетям!». По ее словам, почему бы не давать детям возможность проявить себя или даже найти профессию там, где многие привыкли видеть что-то плохое: «Не нужно ограждать детей. Все, что запрещено – манит вдвойне. И когда у ребенка верные интересы и хороший пример в лице родителей, то зачем ему искать насилие в сети?»

Андрей Горюнов

Источник фото: otvprim.ru        

‡агрузка...
‡агрузка...