ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Ирина Мануйлова: Для меня образование сегодня – это качество, доступность и открытость

23 Мая 2018, 13:00



О своем видении развития системы образования в Приморье и первостепенных задачах на ближайшее время рассказала врио вице-губернатора Приморского края, курирующая вопросы образования, реализации научных, научно-технических и инновационных программ и проектов Ирина Викторовна Мануйлова.

– Ирина Викторовна, расскажите о Вашей трудовой деятельности.

– Я учитель с 25-летним стажем, начинала работать учителем химии и биологии после окончания Новосибирского педагогического института в Южно-Курильской школе №1, затем вернулась в родной город и 10 лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе в лицее № 6 города Бердска. Следующие восемь лет – директор лицея-интерната № 7, отличительной особенностью которого были разнопрофильные классы с углубленным изучением естественных и гуманитарных наук, спортивные классы-команды юных хоккеистов и группа детей-сирот, которые жили в нашем общежитии вместе с ребятами, приехавшими из сельских районов Новосибирской области для получения профильного образования и подготовки к поступлению в вузы.

 

Главным ресурсом развития Приморья, как любого региона, являются люди, которые любят свой край, связывают с ним будущее своих детей и внуков. Поэтому вкладывать средства нужно в создание условий для повышения качества жизни, в развитие человеческого капитала

 

 Работая в должности завуча и директора, всегда оставалась учителем химии – вела 10-11 классы с углубленным изучением, занималась подготовкой ребят к олимпиадам, и сегодня мои выпускники – это врачи и учителя, технологи и научные работники, для которых увлечение химией стало началом профессиональной карьеры. В 2011 году была избрана Депутатом Государственной Думы VI созыва, работала в комитете по вопросам семьи, женщин и детей, затем в связи с работой над новым «Законом об образовании в Российской Федерации» была избрана на должность заместителя председателя Комитета по образованию, в 2013 году стала федеральным руководителем партийного проекта «Единой России» «Модернизация образования». Работа в государственной думе позволила мне побывать во многих регионах нашей страны, изучить лучшие практики в системе образования. С 2016 работала в Минобрнауки России заместителем директора департамента государственной политики в сфере общего образования, а затем заместителем директора департамента государственной политики в сфере высшего образования.

Именно опыт практической работы на разных уровнях позволяют мне реально оценивать перспективы развития системы образования, видеть ее проблемы и противоречия и понимать в полной мере, насколько велика мера ответственности за все решения, которые мы принимаем. Сфера образования сегодня касается каждого человека: не только потому, что у нас растут дети и внуки, и вопрос качественного образования для них – это вопрос их будущего, но и потому, что «непрерывное образование в течение всей жизни» становится повседневным явлением. Человек все чаще меняет профессию, строит карьеру, для совершенствования ему приходится осваивать новые компетенции, новые возможности появляются по мере развития дистанционного обучения.  Все большее число людей используют систему открытого интернет-образования, что позволяет самостоятельно освоить как нехитрые способы приготовления сибирских пельменей и украинского борща, так и пройти серьезные мастер-классы управленческих технологий.

– Какие задачи, поставленные перед Вами, являются первостепенными?

Если говорить о Приморском крае, то для меня он интересен в первую очередь масштабностью поставленных задач. Государством заложена фундаментальная научная основа развития Приморья – это ДВФУ. Инфраструктура кампуса уже позволяет привлекать специалистов из других регионов страны и зарубежья. Набирает обороты Восточный экономический форум. Я думаю, что потенциал у региона в этом плане колоссальный. Главным ресурсом развития Приморья, как любого региона, являются люди, которые любят свой край, связывают с ним будущее своих детей и внуков. Поэтому вкладывать средства нужно в создание условий для повышения качества жизни, в развитие человеческого капитала.

Я очень хорошо понимаю, что решить эти масштабные задачи, не достигнув серьезного повышения качества образования в регионе, невозможно. Именно поэтому, когда появилось предложение возглавить систему образования, мне это показалось интересным, хочется вместе с коллегами реализовать ряд проектов, которые уже показали свою эффективность в других субъектах, найти новые решения для того, чтобы система образования Приморского края вошла в десятку лучших среди регионов России.  

Нужно сделать все для того, чтобы система образования с одной стороны соответствовала стратегическим целям развития региона, обеспечивала профессиональную подготовку кадров и, одновременно, удовлетворяла запросам его жителей, чтобы каждый ребенок имел возможность получать не только основное, но и дополнительное образование, чтобы были созданы условия для выявления и развития его таланта,

Для меня сегодня образование – это бренд: качество, доступность и открытость. Именно на выполнении этих трех условий предстоит сосредоточить первоочередные усилия.

 

Для меня сегодня образование – это бренд: качество, доступность и открытость. Именно на выполнении этих трех условий предстоит сосредоточить первоочередные усилия

 

Мне кажется, важно вернуться к программе развития образования Приморского края. Тот документ, который когда-то был принят в регионе, устарел и не совсем отвечает тем потребностям людей, которые здесь живут. Поэтому первый шаг нам нужно сделать уже сейчас – в течение этих трех месяцев – для того, чтобы в новом учебном году мы имели совершенно понятную для каждого стратегию развития образования Приморского края. И разрабатывать ее мы должны совместно – обсуждая на площадках как профессиональных, так и общественных.

Когда мы говорим, что система образования должна быть максимально открыта, это означает, что нам нужно выстроить понятный и максимально простой механизм взаимодействия с обществом. В первую очередь, с родителями. Это должны быть абсолютно открытые, конструктивные, партнерские отношения. Именно родители больше других беспокоятся о том, какое образование их дети получат, какая у них будет профессия, смогут ли они в дальнейшем найти работу по этой профессии. И здесь еще более тесным становится взаимодействие между образованием и всеми другими системами региона.

  Экономике региона требуются квалифицированные кадры, и система образования должна понимать, под какие направления, профессиональные сферы мы должны готовить наших ребят. Именно поэтому система профориентационной работы должна быть выстроена, начиная с детского сада. Нужно понимать, как будет развиваться регион дальше, какие отрасли можно назвать приоритетными, сколько и каких специалистов, с учетом уровня образования, дополнительной профессиональной подготовки потребуется для того или иного инвестиционного проекта. Не менее важным фактором становится развитие науки.

Разрабатывая стратегию, мы, конечно, будем обязательно учитывать мнение и опираться на опыт наших коллег – педагогов и научных работников из федеральных университетов, производственной сферы, бизнеса, представителей общественных организаций, родителей наших учеников.

 

Нужно понимать, как будет развиваться регион дальше, какие отрасли можно назвать приоритетными, сколько и каких специалистов, с учетом уровня образования, дополнительной профессиональной подготовки потребуется для того или иного инвестиционного проекта

 

Безусловно, для обеспечения открытости системы образования, нужно перейти от формальной работы наших органов общественно-государственного управления, которые сегодня существуют в каждой образовательной организации, будь то детский сад, школа, вуз, куда входят не только педагоги, но и в обязательном порядке обучающиеся и родители. Я говорю об Управляющих и Попечительских советах. Очень важно чтобы все решения, которые касаются деятельности конкретной школы, детского сада, принимались совместно. Конечно, решения не должны быть не популистскими, они должны строиться на реальной оценке возможностей, в том числе и бюджетных, конкретного учреждения и нам всем нужно научиться в любом вопросе слышать позицию профессиональных экспертов. Но не менее важно мнение самих детей и их родителей. Это касается вопросов согласования учебного плана, режима работы школы, организации внеурочной деятельности, организации питания детей и требований к школьной форме. И это еще одно направление стратегии, которое нам предстоит серьезно проработать.

Важно и то, что в Приморском крае существует Общественный совет по образованию при Губернаторе Приморского края, и мне очень хочется, чтобы его работа стала максимально публичной и открытой. Совет объединяет, по сути, все профессиональные и общественные организации, связанные с деятельностью системы образования. Именно совет должен возглавить работу по независимой оценке качества работы системы образования Приморского края. Совет – это площадка, которая должна предоставить возможность каждому услышать, понять и, самое главное, при необходимости, внести свои предложения и что-то изменить. Потому, что образование давно перестало быть закрытой системой, в которой работают только педагоги и чиновники.

– Говоря о работе с учителями, что планируется сделать в этом направлении?

– Мне кажется, самое главное – это серьезно заниматься подготовкой молодых кадров и повышением квалификации работающих учителей. Проект создания региональных систем непрерывного педагогического образования – это основное направление моей работы в Минобрнауки. Опираясь на опыт других регионов, коллеги уже начали формировать педагогический кластер подготовки в Приморском крае. Проект направлен на создание единой региональной системы подготовки педагогов, объединяющий педагогические колледжи, вузы, опорные школы и детские сады, в которых создаются базовые педагогические кафедры. Проект позволяет максимально внедрить механизм целевого обучения и постдипломного сопровождения выпускников, привлечения студентов-выпускников на длительный период заключительной педагогической практики в те школы, в которых эти выпускники могли бы продолжить работу после получения диплома. Когда учитель приходит в школу, первые два-три года ему требуется поддержка и сопровождение со стороны более опытных коллег, и введение института наставников помогает вовремя «снимать» проблемы, с которыми сталкивается молодой учитель.

Главный результат – закрепление молодых специалистов, что позволит пополнить наши педагогические коллективы учителями и воспитателями.

Необходимо также выстраивать систему повышения квалификации учителей. Национальная система учительского роста, разработка и апробация которой уже началась в пилотных российских регионах, предполагает организацию персонифицированной методической поддержки педагогов. Наряду с региональными площадками педагогов интересуют и дистанционные курсы повышения квалификации. Наши коллеги из физико-математической школы Новосибирского государственного университета готовы летом принять группу приморских учителей естественно-научного профиля. В соответствии с майским Указом Президента запланировано открыть специализированные учебно-научные центры во всех федеральных округах, и один из них будет создан на базе ДВФУ. Это требует от учителей достаточного уровня квалификации для работы по программам углубленного изучения, организации работы с одаренными детьми.

Партнерские отношения уже выстраиваются с департаментом образования Москвы, где есть целая группа образовательных учреждений – это лучшие школы России, куда наши преподаватели смогут поехать, чтобы на месте посмотреть самые современные методики, пройти стажировку, а затем дистанционно продолжать работу по совершенствованию собственного педагогического опыта. Конечно, это первые шаги, нам предстоит приложить немало усилий, чтобы системно выстроить работу профессионального роста педагогов Приморья.

– В Приморье активно ведется работа по выявлению и работе с одаренными и талантливыми детьми. Чего ждать в этой сфере?

– На самом деле в Приморье уже принят целый ряд важных решений в этом направлении. Необходимо активнее выявлять одаренных детей – они должны поучаствовать в разнообразных конкурсах, соревнованиях, фестивалях. Ребенок должен проявить свои способности и почувствовать интерес к той или иной деятельности. Ну и способности бывают разные – интеллектуальные, творческие, и прошедшие совсем недавно Дельфийские игры нам это показали.

Очень важно чтобы система дополнительного образования позволяла ребятам попробовать себя в нескольких направлениях. Поэтому в этом году мы начинаем два очень серьезных проекта, один из них – филиал «Сириуса» на территории Приморского края. Это серьезная площадка реализации творческих способностей, научно-исследовательской деятельности и разработки различных проектов. Второй проект – «Кванториум». Когда мы все-таки говорим о необходимости экономического развития страны и региона, то понимаем, что нам нужно инженерное, современное информационное образование. Нам нужны программисты, математики, исследователи. Поэтому необходимо сделать упор на естественнонаучный и технический блоки. И «Кванториумы» объединяют все эти направления. При этом планируется создание как стационарных, так и передвижных площадок «Кванториума», которые будут переезжать от одного района в другой, что позволит пройти через это «учреждение» не только ребятам из Владивостока и близких к нему населенных пунктов, но и ребятам из отдаленных районов Приморского края.

– Какая работа планируется по повышению уровня качества образования в регионе?

– Нам, конечно, еще много предстоит сделать в крае в плане совершенствования системы. Сейчас мне хочется, чтобы итоговая аттестация этого года прошла в спокойной обстановке для наших выпускников, выпускникам и их родителям важно понимать, что для выпускников ЕГЭ и ОГЭ – это всего лишь один из этапов обучения. Да, завершающий, а потому очень ответственный. Это результат работы за 9 или 11 школьных лет. Относиться к этой процедуре нужно очень спокойно, ответственно и разумно. А мы, взрослые, должны сделать все для того, чтобы экзамен прошел в штатном режиме: четко, организованно, без сбоев. В этом году все материалы печатаются непосредственно в пунктах проведения экзамена, исключается возможность подлога КИМов, а выполненные работы непосредственно после экзамена сканируются и отправляются в систему проверки. Поэтому хочу пожелать успеха нашим выпускникам.

Хотелось бы отметить, что в целом, та федеральная программа поддержки развития Дальнего Востока, принятая сегодня в Российской Федерации, конечно, даст свои результаты. И в Приморье обязательно будут приезжать люди из других регионов. Мы очень постараемся, чтобы приехали абитуриенты – высокобалльники. Не менее важно вырастить своих выпускников, у которых баллы ЕГЭ превышают 90 баллов, но для этого потребуется время.

Важно выстроить систему среднего профессионального образования. И выстроить под те задачи, которые решают вопросы развития экономики региона. Не может сегодня любой из регионов ориентировать своих ребят на получение только высшего образования. Это неправильно, потому что система должна быть сбалансирована, и мы должны понимать, что рабочие профессии также востребованы, как и профессии с высшей квалификацией.

Мы знаем немало примеров, когда люди, получив на первом этапе диплом среднего профессионального образования, через некоторое время уходили в науку, получали высшее образование и становились академиками. И знаем ряд примеров, когда человек получил высшее образование, положил диплом на полку и работает на уровне не квалифицированного специалиста, просто потому что ему так нравится. Это не плохо и не хорошо. Мы просто должны понимать, что у каждого из наших ребят есть право выбора, есть право самостоятельной образовательной траектории.

Наша задача помочь ему выстроить эту траекторию, в зависимости от его способностей, желания, возможностей. Самое главное, чтобы человек в результате этого нашел себе достойное занятие, интересную любимую работу, сумел обеспечить себя и свою семью. Каждый выпускник должен чувствовать себя неотъемлемой частью российского общества, и понимать, как будет развиваться наш край, наша страна, а также осознавать в ней свое место, свою роль и свою важность.

Дарья Тонких, tonkikh_ds@primorsky.ru

 

Другие новости рубрики


Задать вопрос


Ваш е-mail:

Ваше имя:

Вопрос:



Система Orphus